Виртуальная картошка

Или почему правительство Воронежской области отчитывается  об огромных объёмах производства сельскохозяйственного сырья, картофеля. овощей, мяса, сахара, муки, растительного масла и т.п., а на региональном потребительском рынке, в том числе в учреждениях соцзащиты, здравоохранения, образования,  «днем с огнем»  почти невозможно найти пищевые продукты местного производства. Правительство области не обладает никаким запасом продовольствия для населения, даже для учреждений соцзащиты, здравоохранения и образования.

Или почему руководители областных и муниципальных структур Воронежской области не хотят принимать меры по контролю за качеством пищевых продуктов не только в розничной сети, а даже закупаемых для домов милосердия, интернатов, больниц, школьных и дошкольных учреждениях, считая, что надёжный контроль осуществляет Роспотребнадзор. В тоже время, руководители Роспотребнадзора РФ заявляют, что  «санитарный врач может приостановить продажу продукции лишь в случае возникновения угрозы инфекционных заболеваний и отравлений», и санитарный врач вообще не имеет права проверить организатора питания в школах и его субподрядчиков.

Вот так и получились в Воронежской области виртуальные пищевые продукта и виртуальный контроль за их качеством, при значительном числе не виртуальных чиновников и отнюдь не с виртуальными окладами.

 

Воронежский регион не самый передовой в стране, но и далеко не отстающий. Область обладает многими преимуществами перед другими регионами, Ещё в 1899 году «куб» воронежского чернозема, в качестве эталона  нашей планеты, был представлен на Всемирной выставке в Париже. За последнее время, по ряду важных показателей по промышленности и сельскохозяйственному производству, вошла в десятку лучших субъектов Федерации.

Вместе с тем, в Воронежской области создалась чрезвычайная ситуация по продовольственной безопасности региона. Розничная сеть в Воронежской области  до 80 – 90 % заполнена пищевыми продуктами производства других регионов страны, а также дальнего и ближнего зарубежья. Только по отдельным видам, таким, как молоко и хлеб, местная продукция в крупных торговых центрах занимает ведущие места. И это в самом центре Черноземья.

Ещё более сложная и опасная ситуация, чем в розничной сети,  в снабжении питанием бюджетных и муниципальных учреждений. За средства местных налогоплательщиков, до 90 % продукции для этих учреждений приобретается в соседних и дальних регионах РФ, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья. Даже самые обычные овощи, а также молочные продукты, мясо, яйца, сахар, растительное масло, мука и др. закупаются в далекой Сибири, в Ленинградской и Московских областях, в Чебоксарах, Нижнем Новгороде и т.п. Не так давно, был случай, когда обычная капуста для этих учреждений Воронежской области, поставлялась, как было указано в сопроводительных документах, из стран подданных её величества королевы Англии.

Невозможно «уложить в одну строчку» то, что воронежские чиновники отчитываются об огромных количествах произведенных в регионе сахара, масла растительного, мяса говядины и птицы, крупы, муки, куриных яиц и т.п., а продуктов питания местного производства трудно найти «днем с огнем», не только  в розничной сети Воронежа и области, но даже в бюджетных учреждениях.  Настолько воронежские чиновники привыкли к «чужим» продуктам питания, что их не волнует то, что даже питьевая вода на их столах только из других регионов страны, как будто Воронежская область превратилась в песчаную безводную пустыню типа Сахары. А многие помнят огромные поля капусты, моркови, помидор в пригороде Воронежа, на десятки тысяч тонн овощехранилища. В колхозах и совхозах, крестьянских подворьях региона овощи, картофель  выращивались не только для нужд области, но и для поставки  в другие регионы.

Розничная сеть региона в значительных объемах заполнена не соответствующими нормативным требованиям и даже опасными для здоровья людей фальсифицированными пищевыми продуктами.

 

Но общественность особенно беспокоит состояние качества пищевых продуктов для социально незащищенной группы населения, для тех, кто должен находится под защитой государства. При закупке пищевых продуктов по контрактам оказалось главным дешевизна закупаемой продукции, а не качество, полноценность, сбалансированность в соответствии с физиологическим статусом потребителей здоровье и не качество жизни этих людей.

 Если покупатель в торговой сети может сделать какой-то выбор, то в пансионатах, интернатах, больницах, образовательных учреждениях – «ешь что дают». В какой стране мы живем, что для чиновников главное стало не здоровье людей, а соблюдение инструкций по торгам и экономия бюджетных средств.

Страшно представить родителям, когда их ребёнок ест котлету из мяса неизвестного происхождения. Или больному человеку в больнице, в том числе и детям, вместо лечебно-диетического нежирного молочного продукта, дают опасный для здоровья фальсифицированный творог, приготовленный не из молока и насыщенный в огромном количестве каким-то жиром, возможно растительным, или морских животных, или говяжьим китайского производства. Однако, руководитель Роспотребнадзора РФ А.Попова успокаивает народ - ничего плохого нет в том, что используется для замены молочного жира растительный жир. Она или не знает или умышленно утаивает, что растительный жир в натуральном виде для фальсификации пищевых продуктов не применяется. Жидкий растительный жир при большом давлении и высокой температуре, подвергается гидрогенизации, при которой получается почти твердый продукт, так называемый «саломас». При этом образуются опасные для здоровья людей трансгенные жиры. В дальнейшем  саломасс используется для приготовления маргарина, кондитерских, хлебобулочных изделий, при производстве молокосодержащих продуктов, например, сырков глазированных или для прямой фальсификации молочных продуктов. По действующим техническим регламентам гидрогенизированные жиры запрещено использовать в пищу детям любого возраста.

Для того чтобы фальсифицированные продукты по внешнему виду, вкусу, запаху и консистенции были похожи на натуральные продукты, недобросовестные предприниматели добавляют туда, вполне возможно, опасные для здоровья людей, различные улучшители вкуса, консистенции, стабилизаторы, загустители, красители, консерванты и т.п. Прямое мошенничество и никакого контроля.

Вся ответственность за снабжение питанием в бюджетных учреждениях возложена на их руководителей и они стали заложниками существующей контрактной системы. Единственная надежда – добросовестный персонал этих учреждений, благодаря которым пока ничего чрезвычайного не случилось.

Организация заключения контрактов поставлена таким образом, что победивший на конкурсе поставщик вынужден искать дешевые пищевые продукты, почти заведомо низкокачественные, и даже фальсифицированные дешевым, возможно и опасным для здоровья людей сырьем и добавками.

Так, за последнее время, по просьбе руководителей бюджетных учреждений региона, нашим движением было проверено более 60 образцов  поступивших по контрактам продуктов и оловина из них оказались не просто несоответствующих нормативным требованиям, а фальсифицированными неизвестными веществами. Сливочное масло, сметана, кефир не из молока, нежирный творог оказался очень жирным, в нем было 25 % жира неизвестного происхождения. Для питания детей в садиках были попытки поставлять томатную пасту почти без содержания сухих веществ и закрашенную неизвестными красителями.

 Некоторые победители конкурсов без зазрения совести поставляют в бюджетные учреждения Воронежа фальсифицированную продукцию предприятий  даже скрывающихся под вымышленными названиями, т. е. являющиеся «фантомами». При этом поставщик знает, что никакого наказания за поставку некачественной продукции он не понесет.

Если в учреждениях соцзащиты, здравоохранения и детских садиках, приготовлением пищи занимается собственный персонал, то в школах это не так. Полным обеспечением питанием школьников от закупки сырья до приготовления и раздачи пищи учащимся занимаются выигравшие конкурс организации или индивидуальные предприниматели, предложившие минимальную стоимость пищи. Победил!!! А дальше никакого контроля – где, какие и какого качества закуплены сырье и продукты, как они хранятся и используются для приготовления пищи школьникам. А куда деваются остатки приготовленной, но не выданной пищи, в том числе и буфетной продукцией? Может они на следующий день вновь идут в пищу детям? Начальник управления санитарного надзора Роспотребнадзора РФ И. Шевкун, в ходе круглого стола под председательством уполномоченного по правам детей РФ А. Кузнецовой, сообщила, что санитарный врач вообще не имеет права проверить организатора питания в школах и его субподрядчиков.

Вся ответственность лежит на директоре школы. А он может только назначить комиссию, состоящую, например, из учителей биологии, математики, истории и т.п., для проведения «бракеража» готовой пищи. Комиссия может оценить готовую пищу на свой вкус, проследить за чистотой посуды и помещения обеденного зала. Эта комиссия не вправе даже на кухню зайти.

Задается простой вопрос — почему такое стало возможным в нашей стране, где Конституцией признается и гарантируется нам право на благоприятную окружающую среду, к которой относится качество и безопасность пищевых продуктов. Ещё в 2011 г. В. Путин провозгласил основной целю «любой государственной власти, где бы она ни была, обеспечение нормальной жизни людей». А может ли быть нормальная  жизнь у населения, если на каждом шагу встречаются  нарушения прав потребителей. Почти ежедневно в теле- и радиопередачах, в различных СМИ сообщается об одной из злободневной  проблеме российского потребительского рынка  — наличие значительного оборота несоответствующих нормативам пищевых продуктов, в том числе фальсифицированных, очень опасных для здоровья людей. В подтверждение этому, заместитель министра промышленности и торговли РФ Е. Евтухов сообщил, что при лабораторных проверках в 2016 г., почти 70 % товаров в стране  «не отвечают обещанным требованиям». Выступая в Совете Федерации министр промышленности и торговли РФ Д. Мантуров сказал, что в РФ «фальсификат по молоку оценивается в 20 %, по рыбе доходит до 50 процентов».

Естественно, не во всех регионах страны ситуация одинаковая. Например, побывавшая воронежская делегация в Татарстане была восхищена решением проблемы снабжения бюджетных организаций. В Москве, при правительстве столицы, создана независимая инспекция по контролю качества пищевых продуктов. В Вологодском, Белгородском и многих других регионах, большое внимание уделяется организации производства высококачественных продуктов питания, в том числе в фермерских и крестьянских хозяйствах, развития местной розничной сети для реализации этих продуктов.

А вот в Воронежской области картина сильно отличается в не лучшую сторону и причин этому несколько.

Основная причина — отсутствие в регионе ответственных лиц и структур за обеспечение населения продовольствием.

Анализ сложившегося положения по продовольственной безопасности региона, по качеству пищевой продукции на региональном потребительском рынке и прежде всего в учреждениях образования, здравоохранения и соцзащиты показывает, что основной причиной этого является отсутствие в правительстве Воронежской области конкретно ответственных лиц и структур за обеспечение населения продовольствием. В нашем регионе создалась глухая стена чиновничьего безразличия.

Вот очень показательный этому пример. На встрече с первым заместителем губернатора А. Ревковым, представителем общественности была высказана озабоченность состоянием продовольственной безопасности региона и неудовлетворительном качестве пищевых продуктов на региональном потребительском рынке. Однако сложившееся положение он, вопреки здравому смыслу, считает вполне нормальным. Возможно недалеко от истины высказывание известного воронежского политолога Д. Нечаева, что А. Ревков — «это пародия на зам губернатора». Может и так, но он же является вторым лицом после губернатора региона. Кроме этого, господин А. Ревков заявил, что надежный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов в торговых сетях и в бюджетных учреждения надежно осуществляет территориальное управление Роспотребнадзора. Оказывается он, как и другие региональные и муниципальные руководители,  не знает, что «санитарный врач может приостановить продажу продукции лишь в случае возникновения угрозы инфекционных заболеваний и отравлений», о чем официально заявила руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека А. Попова.

Вот так!!! Федеральным службам запрещено, а региональные сами не хотят заниматься важным вопросом для населения и их просто никто не обязывает это делать.

В соответствии со ст. 29 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» должностные лица за «ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также за сокрытие фактов, создающих угрозу жизни и здоровью человека, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ».

Но воронежские чиновники не скрывают сложившееся положение, они его просто не хотят знать, им это не нужно. И их нельзя в этом обвинять, потому, что существующими положениями и должностными инструкциями, ничего не сказано, что кто-то из них должен отвечать за продовольственную безопасность региона, за обеспечения резерва продовольствия, за качество пищевых продуктов в розничной сети и за качество питания инвалидов в интернатах, детей в приютах, в детских садиках, школьных учреждениях и т.д. Неужели следует дождаться каких-либо несчастных случаев, чтобы правительство Воронежской области приняло необходимые и достаточные меры для надежного обеспечения своего населения продуктами питания, соответствующими нормативным требованиям и в первую очередь для бюджетных учреждений, чтобы был необходимый резерв продовольствия, чтобы местные продукты в своем регионе не были дефицитом. Или опять будет виноват «стрелочник» — руководители школ, детских садиков, интернатов, больниц и т. п. В нашей стране принимаются меры только после несчастных случаев, как массовая гибель детей в Карелии (18 – 19 июня 2016 г), или массовое отравление людей в Иркутске.

Среди областных структур есть солидная организация — Управление Госзаказа и организации торговли. Главное для неё — организовать в рамках действующего законодательства проведение торгов. Все выступления и сообщения представителей этой службы сводятся к тому, что торги проводятся в соответствии с установленными требованиями, а 90 % поставщиков пищевой продукции являются местными компаниями. Чиновников этой организации не волнует то, что эти местные организации поставляют в бюджетные учреждения пищевую продукцию в основном из других регионов, и при этом, в значительном объеме, несоответствующей нормативно-техническим требованиям. Не особенно озабочены они и тем, что цены, при торгах на поставку пищевой продукции в бюджетные учреждения, часто снижаются до 25 – 35 % от заявленной заказчиками величины. Даже несведущему человеку понятно, что при такой цене продукция не может быть стандартной. И их винить никак нельзя, так же, как и другие управления и департаменты области – они выполняют свои функции строго по утвержденным инструкциям.

Как в  миниатюре А. Райкина "Кто сшил костюм?»: «К пуговицам претензии есть? - Нет! Пришиты насмерть, не оторвёшь!» 

 

Региональные и муниципальные структуры Воронежской области характеризует нежелание воспользоваться хоть какой-то возможностью улучшить  ситуацию. Например, можно было бы в какой-то степени остановить поток нестандартной продукции для бюджетных учреждений контролем её качества с исследованиями в аккредитованных лабораториях. Можно, но для этого у руководителя бюджетного учреждения должны быть средства. По заявлению руководителей областных структур, финансирование для этих целей выделять не предполагалось. Несмотря на высокопарные слова об экономической стабильности региона, у правительства  Воронежской области не оказалось финансовых средств для организации лабораторного контроля качества пищевых продуктов. Возможно экономию на здоровье инвалидов, стариков, детях, больных можно тоже отнести к  достижениям правительства области? Как тут не вспомнить слова кота Матроскина из «Трое из Простоквашино» : «Средства у нас ест. У нас ума не хватает».

 

Неисполнение законов, бесконтрольность и безнаказанность

«Всуе законы писати, когда их не исполняти»:

 из Указа 17 апреля 1722 г.императора Петра I 

Следующей причиной, является неисполнение или формальное исполнение в регионе не только федеральных законов, указов президента, но и местных законодательных актов, отсутствия за этим общественного контроля.

В ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ст. 2, п. 2 четко обозначено, что «Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (в том числе и качественной пищей) является обязательством РФ». Соответственно такая обязанность лежит и на региональных структурах. Но это только на бумаге.

Правительство Воронежской области, как по-видимому и во многих регионах страны, формально отнеслось к указу  президента РФ В. Путин № 31 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции». Издали региональный указ, заместители губернатора провели несколько заседаний, составили план и составили отчет об успешном выполнении этого указа. Осталось только ордена получить.

Такое же в регионе отношение к ФЗ от 28.12.2009 № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». По-видимому, также для проформы был издан аналогичный закон Воронежской области. Правительственные структуры региона не хотят воспользоваться возможностью этого закона и приказа Минсельхоза по создания системы закупки, хранения и реализации местной сельскохозяйственной продукции. Воронежские чиновники считают, что «пусть сами крестьяне объединяются, если это им нужно и создают кооперативы, центры логистики, строят складские помещения и т.п.»

В Воронежской области не исполняются даже собственные, региональные законы. Например, много надежд возлагалось на принятый ещё в 2007 г закон «О регулировании отдельных отношений в сфере обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов на территории Воронежской области». Главная задача этого закона была улучшить качество пищевых продуктов закупаемых для бюджетных учреждений. Однако ответственные лица областных структур, при безразличном отношении депутатов областной Думы, сделали все, чтобы ни один пункт этого закона до настоящего времени не был выполнен. И никто за это не наказан, не освобожден от занимаемой должности.

Даже утвержденная Правительством области в соответствии с этим законом целевая Программа «Повышение качества и безопасности пищевых продуктов, реализуемых на территории Воронежской области, на 2012 – 2017 годы», «благодаря» чиновникам областных структур, оказалась проваленной. Постановлением Правительства Воронежской области реализация этой Программы «успешно» прекращена.

Ни для кого не является секретом, что абсолютное большинство сырья и готовой пищевой продукции в Воронежской области, как в розничную сеть, так и в бюджетные учреждения, поступает без лабораторного, в том числе радиационного контроля, без определения наличия ГМО, остаточного количества антибиотиков, пестицидов, гербицидов, лекарственных средств и других опасных веществ и соединений. Одним из узких мест в наведении порядка с качеством пищевых продуктов является отсутствие в Воронежской области независимой исследовательской лаборатории и подготовленных специалистов для работы на современном высокотехнологическом оборудовании.

Несмотря на это, в правительстве области не нашло поддержку предложение общественности о создании независимой лаборатории при одной из структур региона или о возложение такой функции на областную ветеринарную лабораторию, где имеются и специалисты и производственные площади.

Влияние «четвертой власти» нулевое. Практически ни одно региональное СМИ не осталось равнодушным к сложившейся чрезвычайной ситуации по обсуждаемому вопросу. Эта тема не сходит со страниц газет, телевидения, радио, интернет каналов. Но для региональных и муниципальных органов власти, прокуратуры, милиции, федеральных структур это – пустой звук. Даже на показ на телеканале Россия 1 шокирующего сюжета о реализации населению Воронежа фальсифицированной продукции из несуществующего в природе предприятия, никто из региональных структур не запросил документального подтверждения, не провел расследования, не принял соответствующих мер. Никто из чиновников не понес наказание за отсутствие реагирования на сообщения СМИ. За несколько последних лет реакции со стороны ответственных лиц региона на критические выступления не только местных, но и федеральных СМИ не установлено.

Население Воронежской области, особенно в сельской местности, имеет низкую потребительскую и правовую грамотность, инертно в защите своих интересов в борьбе за достойную жизнь, не требует к себе уважительного отношения. Потребителям региона информация о фактическом состоянии качества пищевых продуктов доводится дозировано, несвоевременно и в не полной мере. Общественные объединения, занимающихся защитой прав потребителей, не имеют финансовой возможности системно контролировать качество товаров, услуг, а областным и муниципальным структурам это не нужно.

Задается вопрос: можно ли кардинально изменить состояние продовольственной безопасности региона, состояние системы снабжения питанием населения через розничную сеть и учреждений соцзащиты, здравоохранения и образования при действующем в стране законодательстве?

Ответ простой. Можно, если на то будет политическая воля губернатора, если будет изменен принцип работы областных и муниципальных чиновников, если .. , если .. , если ...  

Но может воспользоваться «крамольной» мыслью и сделать проще - ввести «ручное» управление этим важным вопросом лично губернатором. Есть же положительный пример, когда на прямой линии с президентом страны, многолетние проблемы решаются в какие-то мгновения. А средства. за счет сокращения ничего не решающих чиновников, направить на решение вопроса продовольственной безопасности, создания резервного фонда пищевых продуктов и организации системного контроля их качества. Если сократить ни за что не отвечающих многочисленные структуры, никак не прекратится розничная торговля в регионе (продукты и так в основном завозятся из других регионов и из-за рубежа), не прекратят доится коровы, не перестанут куры нести яйца, не остановится производство хлеба, молочных, колбасных и др. изделий.

Без указания областных структур сельскохозяйственные предприятия сами выбирают севооборот для своих полей, собирают и реализуют урожай, сами отправят полученные средства куда им надо. С большой вероятностью налоги агрохолдингов проходят мимо областного налогового кармана, прямо в оффшорные зоны.

Губернатору представить все статистические данные, минуя областные структуры, может территориальное управление статистики. А распределить государственную и областную финансовую помощь нескольким крупным агрохолдингам ( мелким хозяйствам она не достаётся), губернатору самому ничего не будет стоить.

Но все это иллюзии.

Но как бы простым людям хотелось, что бы ситуация изменилась сейчас и  сразу, а чиновники региона, да и всей нашей огромной страны, от премьер-министра, его замов и министров, до самого простого муниципального служащего, от самых высоких и уважаемых «слуг народа» - членов Совета Федерации РФ, депутатов Государственной Думы, до региональных, муниципальных и поселковых депутатов, повернулись бы «лицом к народу».

Президент РФ Владимир Путин сказал, что «как только первое лицо или государства, или региона, или муниципального образования начинает уклоняться от ответственности – всё, пиши пропало, всё начинает сразу рассыпаться».

 

Член общественной палаты Воронежской области,

член Общероссийского общественного движения «Народный Фронт «За Россию»,

председатель Совета регионального отделения Общероссийского движения «Объединение потребителей России»,

руководитель Совета Федерального проекта «Народный контроль» в Воронежской области ПП «Единая Россия»,

руководитель общественного движения в защиту прав потребителей

«Качество нашей жизни»                 Дегтярев Н.М.

 

1 марта 2018 г.

Вопросы, замечания и предложения можно разместить на сайте качество-нашей-жизни.рф

«КАЧЕСТВО НАШЕЙ ЖИЗНИ» Воронежское региональное общественное движение в защиту прав потребителей

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Текстовые смайлики будут заменены графическими.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
4 + 5 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.