О проекте

Портал «СПРОС» – не просто очередной интернет-ресурс по потребительской тематике. Это своеобразный справочник или даже энциклопедия, помогающая решать проблемы в области защиты прав потребителей.

Сайт выполняет сразу несколько важных функций.

Наши сотрудники в лучших традициях журнала «СПРОС» продолжают проводить тесты товаров и продуктов в ведущих лабораториях страны и по собственным методикам. На портале систематически публикуются результаты этих исследований, из которых посетители сайта узнают, какие продукты качественные и полезные, а какие – нет.

Любой гражданин, столкнувшийся с нарушением своих потребительских прав, может совершенно бесплатно обратиться на портал «СПРОС» и сообщить об опасном или некачественном товаре. Для этого нужно нажать на кнопку «Пожаловаться» и заполнить анкету. Специалисты проанализируют заявку, при необходимости проведут экспертизу, дадут квалифицированные консультации и первичную оценку проблемы, а также помогут грамотно составить заявление в государственные органы. И все это совершенно бесплатно! Более того: сотрудники сайта «СПРОС» проконтролируют, как проходят по инстанциям обращения граждан, а затем опубликуют на портале принятые решения. Таким образом проводится мониторинг работы госструктур.

В разделе «Разбираем проблемные случаи» размещены наиболее интересные истории. Рассматриваются типичные ошибки или типичные примеры правильного поведения потребителей в спорных ситуациях, когда нарушались их права. Эти истории комментируют юристы. Они рекомендуют, как нужно или, напротив, не нужно было себя вести в том или ином случае, и что можно сделать, чтобы исправить положение.

На сайте также работает интерактивный раздел «Вопрос-ответ», где посетители портала «СПРОС» могут получить юридическую консультацию у специалистов в области защиты прав потребителей.

В разделе «Учебник потребительских знаний» ежемесячно, глава за главой публикуется текст учебника «Основы потребительских знаний». Данный раздел сайта будет интересен не только взрослым, но и школьникам.

Сайт «СПРОС» сотрудничает с региональными организациями в области защиты прав потребителей. Это помогает охватывать более широкий круг проблем и создавать более качественную систему взаимодействия на всей территории России.

ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА «СПРОС»

Журнал «СПРОС» создан в октябре 1992 года, закрылся в декабре 2011 года.
Учредитель «СПРОСа» – Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП).
Журнал работал в соответствии с принципами Всемирной ассоциации потребителей Consumers International (CI):

  • на страницах «СПРОСа» не публиковалась реклама;
  • образцы для тестов приобретались в открытой торговле;
  • испытания оплачивались из собственных средств, полученных от продажи журнала;
  • товары тестировались в лучших лабораториях страны.

Сайт «СПРОС» является преемником легендарного потребительского журнала «СПРОС». Он был создан в 1992 году и выходил рекордный для постперестроечной эпохи срок – 19 лет. С тех пор родилось и выросло поколение, которое не видело очередей в магазинах, не знает, что такое дефицит, не представляет своей жизни без Интернета и мобильного телефона. За 19 лет работы «СПРОС» провел более 8 тысяч (!) испытаний продуктов и товаров. В этих тестах, как в зеркале, отражалась история нашей страны. Во всяком случае, ее потребительская жизнь. Это сейчас потребительская тема одна из самых обсуждаемых, а тогда мы были ПЕРВЫМИ!

Рождение журнала пришлось на эпоху начала 90-х: цены отпустили, дефицит сменился потоком товаров из-за рубежа, малый и средний бизнес зачастую предлагал потребителям продукцию, мягко говоря, сомнительного качества, махровым цветом распускались фальсификаты и откровенные подделки. А защита прав потребителей только проходила становление как гражданский институт и представлялась чем-то нереальным. Поэтому «СПРОС» – журнал для потребителей, да еще и не публикующий рекламу, выстроенный по всем канонам аналогичных зарубежный изданий, – был чудом. Чудом по сегодняшним меркам были и его тиражи – ежемесячно более 150 тысяч экземпляров буквально уходили с колес.

В конце 90-х рынок кардинально изменился. Меньше стало грубых подделок, начали выстраиваться цивилизованные отношения между продавцами и покупателями, суды 90% дел решали в пользу обманутых потребителей, но возникли другие проблемы. Денег в стране появилось много, граждане активно вкладывали честно заработанное в ГКО и банки под фантастические проценты и, конечно, делали покупки, часто не имея никаких ориентиров. Поэтому сравнительные испытания товаров, которые тогда проводил «СПРОС», были уникальными, поскольку давали возможность не тратить деньги впустую, а делать правильный осмысленный выбор. Это было золотое время «СПРОСа». И хотя в дефолте 1998 года журнал потерял не только все сбережения, но и все деньги подписчиков, однако не умер благодаря помощи зарубежных коллег из потребительских организаций и сочувствующих в нашей стране.

В начале 2000-х внедрение новых технологий до неузнаваемости изменило привычные с детства продукты. Их стали выпускать с растительными добавками, натуральные ингредиенты начали заменять искусственными. Можно сколько угодно спорить о том, хорошо это или плохо, но ясно одно: производители обязаны предоставлять достоверную информацию потребителям о составе своей продукции. Многие предприятия вынуждены были пересмотреть оформление этикеток в соответствии с требованиями закона, и немалую роль в этом сыграли публикации «СПРОСа». В ходе тестов журнал тотально выявлял фальсификаты, когда на этикетке продукта написано одно, а внутри содержится другое. Проблема усугублялась тем, что привычные схемы государственного контроля за потребительским рынком практически перестали работать. Наверху было решено, что на пути у бизнеса выстроено слишком много барьеров, и это не дает ему, родимому, развиваться. Поэтому Закон №294 о порядке проведения проверок практически лишил потребителей возможностей оперативной и эффективной защиты от фальсификатов.

Но благодаря тестам, напечатанным в «СПРОСе», читатели сами научились отличать «молочную» сгущенку от «растительной», настоящее сливочное масло от «мягкого». А сколько было исследовано мясных продуктов! Колбаса, сардельки, пельмени, тушенка, готовые котлеты, карбонат, блинчики с мясом… Со страниц «СПРОСа» подписчики узнали о существовании влагоудерживающей добавки каррагинан, ускорителей созревания в сырокопченой колбасе и о многом другом.

Большое внимание журнал уделял и исследованиям сложной техники. Публикации «СПРОСа» рассказывали, какая соковыжималка удобнее и эффективнее, какая дрель надежнее и безопаснее, какой телевизор лучше показывает, какой фотоаппарат качественнее снимает, какая техника для дачи будет работать долго и безотказно и о многом другом.

…К середине 2008 года подписные деньги обеспечивали практически 90% бюджета «СПРОСа». Мировой финансовый кризис не раздавил журнал вначале, но серьезно накрыл в следующем году, когда резко снизилась подписка, а все издержки по выпуску издания резко скакнули вверх. Другие печатные СМИ покрывали свои расходы из рекламных денег и спонсорских средств. У «СПРОСа» не было ни того, ни другого. По сути, выпуская такой журнал – без рекламы, без поддержки государства – мы ставили большой эксперимент: можно ли выжить в таких условиях? Всем своим существованием мы пытались доказать, что можно быть честным и давать объективную важную информацию. Увы, так не получилось. В 2011 году «СПРОС» закрылся.

Но все эти годы мы не оставляли надежду, что журнал вновь возродится в электронном варианте. Для этого постарались сохранить команду, основу которой составляют сотрудники Российского института потребительских испытаний (РИПИ). Сейчас эстафету журнала принимает сайт «СПРОС», который, надеемся, станет достойным преемником легендарного издания.