Продавцы – против, потребители – за! Или ВИВАТ новому закону!

С 23 января 2015 года вступают в силу изменения в законодательстве, которые должны в значительной степени облегчить возможность проверки безопасности и качества потребительской продукции органами надзора и контроля. В последний день ушедшего года Президент подписал Федеральный закон № 532-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок».  В частности, вносятся изменения в Федеральный закон N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в соответствии с которыми

«при организации  и  проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий предварительное уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется

То есть, по-простому, это означает, что с сегодняшнего дня по жалобе потребителя или потребителей проверка может мгновенно прийти и в магазин, или к производителю, чья продукция оказалась опасной или фальсифицированной. В течение шести лет, с 2008 года, когда начал работать 294 федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» требовались такие согласования на внеплановую проверку, поэтому недобросовестные производители и продавцы могли в принципе не боятся наказания. За время согласования и официального предупреждения о проверке можно безболезненно реализовать или, в худшем случае, ликвидировать любой товар, а перед проверяющими предстать «белым и пушистым».

Бизнес мгновенно отреагировал на это нововведение – мол, опять выстраиваются административные барьеры на пути свободного предпринимательства. Но у нас, тех, кто долгие годы занимается анализом безопасности и качества потребительских товаров, мнение обратное. За последние годы качество потребительских товаров резко ухудшилось в сравнении ситуацией начала 2000-х, условий и стимулов для выпуска высококачественных продуктов у бизнеса практически не осталось. Об этом неумолимо свидетельствует анализ, который был сделан РИПИ на основе экспертиз, проведенных им в 2014 году.

По результатам тестов по 21-й группе пищевой продукции выявлено нарушений:

- технических регламентов - 50%

- требований безопасности - 24%

- требований качества - 27%, в т. ч. органолептических свойств -10%

- маркировки - 47%

- несоответствие заявленным свойствам 50%

- фальсификаты - 15%.

На наш взгляд, такая нелицеприятная статистика дает очень веские основания для принципиального изменения надзорно-контрольной деятельности государства и защите наших гражданских прав на безопасность жизни и право быть информированными для правильного выбора.

Главный редактор журнала «СПРОС», Виноградова И. В.