Знак доверия Магнитогорска

Чикина Ирина Владимировна

Чикина Ирина Владимировна
— представитель Общественной организации "Объединение защиты прав потребителей" города Магнитогорска

Как поставлена работа по защите прав потребителей в Магнитогорске? Как изменилась ситуация с соблюдением прав потребителей в городе? Как активисты потребительского движения формируют грамотное в вопросах защиты своих прав молодое поколение? Об этом в интервью с представителем "Объединения защиты прав потребителей" города Магнитогорска Ириной Чикиной.

 

Ирина, ваша организация существует давно, ее в Магнитогорске знают, какую репутацию вы имеете в городе?

"Объединение защиты прав потребителей" давно существует, мы уже много лет помогаем жителям города защищать свои права потребителей. В городе организация имеет высокую репутацию. Сложилось это исторически, с самого начала мы выбрали социальную форму работы, в отличие от других общественных организаций, которые зачастую представляют статус, схожий со статусом адвокатской конторы и оказывают платные юридические услуги. Мы не трактуем ситуацию конкретно в интересах потребителя. Наша задача обеспечить соблюдение закона. Поэтому, защищая права потребителя, мы стараемся не ущемлять права предпринимателя. Это позволяет нам пользоваться доверием и у тех, и у других.

 

А каким образом проверки приносили доход вам?

Был период, когда мы находились в стадии становления, проводили проверки торговых учреждений на соблюдение "Закона о защите прав потребителей" и правил торговли, которые в 90-е приносили нам доход и помогали проводить работу с населением. В городе было принято постановление о поддержке общественного движения в защиту прав потребителей. Инспекторами нашей организации составлялись акты об административных правонарушениях, которые впоследствии передавались в административную комиссию при городской администрации. И вот там при поступлении денег в бюджет 20% выделялось на развитие нашей организации. Но основной доход в то время у нас формировался от поступления членских взносов, за счёт того, что членами нашей организации становились крупные предприятия города: метизный, калибровочный заводы и другие заводы .

В 1996 г. на примере коллег из Санкт-Петербурга и Волгодонска на базе нашей организации организовали "Гильдию честного бизнеса". Законопослушные предприниматели охотно вступали в члены Гильдии, где за круглым столом совместно с представителями налоговых органов, Санэпиднадзора и тогда Госторгинспекции проводилось обучение. Это движение в то время было очень востребовано и давало стимул для развития добросовестного бизнеса.

 

Получается, что в то время ваша организация частично работала на средства, полученные от штрафов? Вас не обвиняли в ангажированности и желании оштрафовать любой ценой?

Нет, нас никто не обвинял. Потому что уже в то время мы вели разъяснительную работу по защите прав потребителей, нам доверяли, поскольку видели нашу независимую позицию. Мы руководствовались принципами справедливости. И уже в то время мы совместно с бизнесом стремились к формированию цивилизованного рынка.

 

Объективность была соблюдена?

Абсолютно! Рассмотрение наших материалов (актов) и принятие решения осуществлялось работниками административной комиссии, в состав которой наши сотрудники не входили.

 

Сейчас вы в основном занимаетесь консультационной работой. Чего удалось добиться, как поставлена эта работа, какие задачи нужно решить?

Сегодня торговый бизнес стал работать с потребителем гораздо грамотнее и корректнее. Мы больше стали уделять внимания просвещению и повышению правовой грамотности граждан, проведению мероприятий по формированию в нашем городе системы защиты прав потребителей. Сюда мы включаем работу с добросовестным бизнесом. Впрочем, всегда находятся особо тревожные вопросы. Был период, когда было много жалоб на качество оказания коммунальных услуг. Сегодня примерно равное количество обращений по сфере услуг и сфере продаж. Есть жалобы на нарушение сроков выполнения заказов, есть обращения по медицинским услугам.

 

Чему "Объединение защиты прав потребителей" сегодня уделяет особое внимание?

В первую очередь – повышению правовой грамотности.

Наша задача – повысить правовую грамотность и навык грамотной юридической самозащиты. Потребитель должен уметь защитить себя до покупки, во время покупки и после ее совершения. Поэтому мы проводим обучающие семинары, например: "Управдом" в сфере ЖКХ, "Школа грамотного потребителя" для людей пожилого возраста, клуб "Законы просты" со студентами ВУЗов.

Мы много работаем со школами города по пропаганде потребительских знаний среди детей и молодежи. Проводим ежегодный конкурс по основам потребительских знаний, в котором принимают участие дети, прошедшие серьезный отборочный тур. Дети с большим желанием изучают тему защиты прав потребителей, в этом году в восьмой раз мы провели конкурс среди школьников на знание прав потребителя. Обычно в нем принимает участие от 25-ти до 35-ти команд. Мы делаем много для того, чтобы молодые люди вступали во взрослую жизнь, зная закон о защите прав потребителей, независимо от того, будут они покупателями, предпринимателями или производителями продукции.

 

В 2018 году ваша организация оказала помощь более 4000 магнитогорцев? Это много или мало для вас?

Это средняя для нас цифра.

 

Вы проводите и платные, и бесплатные консультации. По каким критериям разделяете эти категории?

Наша организация социально ориентированная. Поэтому основной блок юридических услуг – бесплатный. Бесплатные приемы проводятся раз в неделю на базе организации, а также на рынках города, в рамках партнёрских отношений. Совместно с партией "Единая Россия" организованы две общественные приёмные, где пенсионеры в комфортных условиях, ежедневно в часы приёма получают юридическую помощь. Если гражданам нужна индивидуальная, более расширенная консультация, либо ускоренное составление претензии или искового заявления, есть небольшой процент услуг на платной основе. Качество оказания платных и бесплатных услуг абсолютно одинаковое.

Наши сотрудники — специалисты высокой категории, которые работают в организации не один год, поэтому уровень и платных и бесплатных услуг профессиональный.

 

Дорого ли стоят ваши консультационные услуги?

От 300 рублей — это приемлемая цена, учитывая, что наши юристы в сфере защиты прав потребителей работают давно и консультируют грамотно.

 

Как ваше объединение по защите прав потребителей взаимодействует с Роспотребнадзором? Как выстроены ваши взаимоотношения?

Во время существования инспекционно-правовой службы был заключен договор с Роспотребнадзором о совместных проверках. Это была наша инициатива — привлечь эту федеральную структуру к совместным проверкам. И Роспотребнадзор пошел нам навстречу. Сегодня мы проверки не проводим, но если к нам обращается пострадавший потребитель, мы пишем сопроводительное письмо и направляем его в Роспотребнадзор. Представители ведомства ежегодно присутствуют на нашем конкурсе потребительских знаний среди молодежи. Роспотребнадзор активно откликается на многие наши просветительские инициативы.

По инициативе нашего руководителя, Владимира Зяблицева, при "Роспотребнадзоре" был создан консультационный совет, который фактически и координирует всю деятельность на территории города.

Нашему сотрудничеству более 20-ти лет! Я работаю в объединении с 1997 года, и сколько себя помню в ней, столько лет мы хорошо взаимодействуем.

 

Вами учрежден Знак доверия потребителя. Как давно этот знак существует, доверяют ли ему жители Магнитогорска?

Знак родился и присуждается с 2010 года, это неформальная история. Производителям не так просто его получить, им владеют не все крупные предприятия Магнитки, а только те, кто прошел определенную проверку.

 

Как получить такой знак?

Наши юристы изучают деятельность компании на наличие судебных споров с потребителями, смотрят юридическую благонадежность, в общем, проводят полный независимый аудит.

Проверяется квалификация специалистов, наличие информации, соблюдение законодательства по защите прав потребителей, наличие сервиса. Полная проверка качества предоставляемых услуг и реализуемых товаров. После получения положительного заключения предприятие получает право пользоваться Знаком. Знак доверия предприятие может наносить на упаковку и использовать в рекламе своей продукции.

Если предприятие отклоняется от стандартов и нарушает правила пользования Знаком, Знак публично отзывается. Поэтому неблагонадёжные предприниматели к нам не идут, и не все желающие проходят проверку.

 

Сколько предприятий Магнитогорска имеют этот знак?

10 компаний всего! Не каждое предприятие может пройти через фильтр наших юристов во время проверки. Среди обладателей этого знака и производители продуктов питания, и компании, оказывающие коммунальные услуги, банки и страховые компании, парикмахерские и химчистка.

 

Знак имеет степени защиты, как товарный знак. Поэтому без заключения договора и прохождения процедуры аудита получить его невозможно.

 

Недавно "Объединение защиты прав потребителей" подписало соглашение о сотрудничестве с РИПИ. В чем для вас смысл сотрудничества?

Сотрудничество с РИПИ позволяет нам делать более серьезные исследования качества продуктов питания из наших магазинов. Раньше у нас такой возможности не было, поскольку Магнитогорск — моногород, у нас дефицит экспертных организаций. Сотрудничество с РИПИ решает эту задачу. Сейчас мы можем активно участвовать в исследованиях российского масштаба. Тестирование качества товаров – это важная задача, на которую мы хотим больше обращать внимания. Для нас важна и методическая помощь, и моральная поддержка со стороны РИПИ.

 

Беседовала Елена Пустыгина

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Текстовые смайлики будут заменены графическими.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
5 + 10 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.