Введение

Уважаемые читатели электронного журнала для потребителей «СПРОС»!

В наше время экономика и право считаются весьма почeтными занятиями и, на первый взгляд, становятся уделом немногих особо успешных членов общества. На самом деле экономикой и правом приходится заниматься буквально каждому человеку, причем не изредка, а ежедневно. Скажем, когда вы покупаете йогурт, билет на самолет или оплачиваете мобильный интернет, вы не только участвуете в экономическом обороте, но и заключаете договоры, даже если сами об этом не подозреваете: ведь право признаёт не только письменные, но и устные договоры.

Или вы купили мобильный телефон, а он не работает; позвонили в известную телеигру, а потом получили гигантский счёт с телефонного узла. А может быть, вы поверили рекламным обещаниям компании, продающей что-нибудь вкусненькое, и собирали этикетки, чтобы поехать в Париж или Катманду, выиграть ноутбук или планшет, — а теперь не знаете, как добиться обещанного...

Прочитав учебник «Основы потребительских знаний», вы сможете успешно выходить из многих трудных жизненных ситуаций и помогать советом другим — знакомым, приятелям, друзьям.

Но главное, чтобы каждый из вас чувствовал себя достойно и свободно в тех обстоятельствах повседневной жизни, от которых никто не может быть избавлен — ни старый, ни молодой, ни богатый, ни бедный. Если вы, конечно, серьёзно отнесетесь к тем знаниям, которые собрали для вас в этом учебнике лучшие эксперты Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), — организации, которая занимается вопросами защиты потребителей с далёкого 1989 года.

Авторы этой книги 20 лет назад, когда вышло ее первое издание, были очень молодыми и совсем неизвестными экономистами, юристами, учителями. Теперь это опытные финансовые эксперты, популярные адвокаты, уважаемые журналисты. В течение долгих лет они были постоянными авторами первого в России потребительского журнала «СПРОС», где была даже специальная рубрика «Звонок на урок». Они вложили в эту книгу не только свои уникальные знания и навыки, но и надежду. Надежду на лучшее будущее нашего общества, которое зависит теперь и от нас и от вас.

 

В. С. Петропавловский, Председатель Высшего координационного совета Международной конфедерации обществ потребителей.

 

Глава 1. Кто такие потребители...