Управляющий совет — одна из форм общественного влияния

«Управляющие Советы должны обладать реальными возможностями влиять на решения по ключевым вопросам в жизнедеятельности школы». Путин В. В.

В последние годы делается большой акцент на роли общественности в управлении образовательными организациями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Такие структуры, как родительские комитеты, школьные Управляющие советы, Попечительские советы, советы работодателей и др. существуют сегодня как проводники образовательной политики государства, как помощники органов управления образования, администрации учебных заведений. Важным является привлечение к экспертизе широкого круга социальных и педагогических партнёров, в том числе и родителей. Перед школой встаёт вопрос решения социального заказа общества с помощью постановки и решения определённых задач. Задачи, стоящие сегодня перед сферой образования, повышают и ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждой образовательной организации, так как родители непосредственно заинтересованы в повышении качества обучения и развития детей.

 

Что такое современная российская школа?

Каждая школа имеет свой Устав, который разрабатывается и принимается самой школой, утверждается учредителем школы (органами местного самоуправления, органами государственной власти). В Уставе можно найти ответы на все вопросы, касающиеся школьной жизни и отношений участников образовательного процесса. Текст Устава должен быть доступен для как для родителей, так и для самих учащихся. Администрация школы обязана организовать деятельность организации в соответствии с Уставом. Действия должностных лиц в школе, противоречащие Уставу, недопустимы, за этим следят органы управления образованием и прокуратура. У каждой школы должна быть лицензия на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации.

 

Локальные акты школы

Кроме Устава, в каждой школе имеется целый пакет документов под общим названием «Локальные акты». В отличие от Устава Локальные акты утверждаются Директором и Управляющим Советом. В этом пакете представлены «Правила» и «Положения». Для контроля за организацией питания в школе должны быть разработаны и утверждены следующие документы: Положение об организации питания в школе (вместе или раздельно для социального питания и питания за деньги родителей), Положение о комиссии по питанию, Положение о проведении опросов по оценке удовлетворенности организацией услуг по питанию в школе, Положение о бракеражной комиссии, Договор школы с родителями  на поставку услуг питания  и так далее.

 

Государственное муниципальное задание

С точки зрения гражданско-правового законодательства образовательная организация – это муниципальное бюджетное учреждение, предоставляющее образовательные услуги. Образовательные услуги включают в себя и услуги по организации питания, так как полноценное питание в стенах школы в процессе получения образования является расширенным понятием условий образования. Услуги школы делятся на бесплатные (финансируемые из бюджета) и платные. Бюджетное финансирование распространяется не только на образовательные услуги, но и на предоставление субсидий на социальное питание в школе.

 

Отчет о результатах самообследования

Наиболее полную информацию о том, как устроена конкретная школа, как она работает и каких результатов достигает, можно получить из публичного доклада (отчета) школы или отчета школы о самообследовании. В процессе самообследования проводится ценка условий образования – в том числе условий питания.

 

Основные полномочия Управляющего Совета Школы

Управляющий Совет существует, в основном, для того, чтобы определить стратегические направления в деятельности школы и наблюдать за тем, как они претворяются в жизнь директором и школьным персоналом. Основные полномочия Управляющего Совета изложены в Уставе школы. Если полномочий у Управляющего Совета недостаточно, по мнению членов Совета, то можно предлагать внести изменения в Устав для расширения полномочий. Стать членом Управляющего Совета родители могут в результате избрания их представителями от родителей. Как правило, в школе, где обучается до 500 учащихся, в Управляющий Совет входит от 8-11 человек, причем родителей должно быть не менее 1/3, но не более ½ от  общего состава. Из членов Управляющего Совета избирается Председатель Управляющего Совета, создаются комиссии по направлению развития: финансово-экономическая комиссия, учебная комиссия, комиссия по работе с родителями и местными сообществами, а также по требованию – комиссия по питанию. Заседания комиссий могут проходить регулярно или в зависимости от потребностей: жалобы от родителей на условия организации питания, отравления в результате питания в школе. Итоги работы комиссий и рабочих групп регулярно заслушиваются на заседаниях Управляющих Советов. По результатам заседания комиссий принимаются соответствующие решения Управляющим Советом. Управляющий Совет призван тесно взаимодействовать с различными представителями родительского и местного сообщества, организовывать совместные проверки школьной столовой, разработки мероприятий по улучшению работы школьной столовой.

Родитель, являясь членом Управляющего совета школы, на своём опыте убеждается, что родителям предоставляется право участвовать в управлении школой и тем самым влиять на результативность принимаемых мер по повышению качества образовательного процесса, улучшения условий образования, в том числе питания в школе. На заседаниях Управляющего совета родители рассматривают вопросы, которые помогают им быть не только в центре всей жизни школы, но и оказывать непосредственное влияние на усиление контролирующей роли в её управлении. Вот некоторые из них:

  • в течение года заслушивать отчёты администрации школы об итогах успеваемости детей, о результатах независимой оценки качества образования, о расходовании финансовых средств, условиях питания учащихся;
  •  рассматривать и утверждать перечень учебников на новый учебный год, публичный доклад школы, положения;
  • участвовать в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогам;
  •  в конце учебного года согласовывать часы школьного компонента учебного плана;
  • рассматривать предлагаемое поставщиками питания циклическое меню и вносить в него изменения, производить замены блюд в предлагаемом варианте на блюда по выбору родительской общественности, согласовывать ассортиментный перечень буфетной продукции в соответствии с требованиями Роспотребнадзора.

Привлечь родителей в школу возможно, информируя их обо всем, что происходит в школе. Информированность родителей увеличилась благодаря размещению сведений о работе школы и Управляющего Совета, комиссии по питанию на официальных сайтах школ.

 

Задачи комиссий по питанию и рабочих групп при Управляющих Советах:

  • При заключении Контрактов на питание в Школах с поставщиками услуг питания комиссии по питанию должны осуществлять работу по подбору примерного двухнедельного циклического меню (или рационов питания – перечня блюд на завтрак, обед и ужин). На практике же эта работа не ведется, а поставщики фактически навязывают «готовое» циклическое меню с учетом коммерческих интересов. В связи с этим в примерное двухнедельное меню попадают «удобные» для поставщиков блюда меню с дешевыми ингредиентами, простыми в приготовлении, позволяющие поставщику получить дополнительную прибыль от реализации контракта.
    Наличие несбалансированного меню, его несвоевременная разработка под определенную сумму финансирования — во многом связана с отсутствием специалистов в школах, муниципальных образованиях и у отдельных исполнителей услуг. В открытых источниках представлены  типовые меню для питания школьников, но их использование затруднено, так как они составлены под определенное бюджетное финансирование, которое сильно разнится в регионах.
  • Комиссия по питанию может требовать от поставщиков согласования ассортиментного перечня школьного буфета, если родители не хотят присутствия в ассортименте шоколадных изделий, напитков типа «Чай Нестле» и прочих высокоуглеводных, не полезных продуктов. Также родители могут инициировать внесение в ассортимент буфета готовых кисломолочных изделий, фруктов и злаковых батончиков.
  • Контролировать доступность информации о питании школьников на сайтах школ. На сайтах школ должна быть информация о питании школьников на текущий день, а в идеале на всю рабочую неделю. Требование наличия меню на сайте школы — это обязательство школы перед родителем о раскрытии информации по услуге питания. Как правило, такое меню предоставляется в виде меню-раскладки, включающее наименование блюд, выход в граммах и состав блюда. Эти параметры важно знать для родителей детей-аллергиков и учитывать при индивидуальной организации питания для детей с ограниченными возможностями здоровья. На сайте школ должны быть контакты ответственных по питанию как со стороны школ, так и со стороны поставщиков питания.
  • Организовать контроль безопасности и качества питания детей в школах. График посещений комиссией по питанию   школьной столовой и буфета. Составление актов общественных проверок с констатацией нарушений в организации школьного питания как со стороны поставщиков питания, так и со стороны администраций школ, формулировкой предложений и мероприятий по их устранению. Взаимодействие комиссий по питанию с родительским сообществом, привлечение отдельных активных родителей к общественному контролю за условиями организации питания детей.
  • Проводить оценку удовлетворенности детей питанием – по индексу несъедаемости, выраженному в процентном соотношении выданных блюд к полностью несъеденным детьми. Высокий процент несъедаемости, свыше 30%,   говорит о том, что блюда меню имеют в своем составе как «некачественные компоненты блюд», так и могут быть приготовлены с нарушением технологии приготовления.
  • Комиссии по питанию могут инициировать внеочередную оценку качества  школьного питания, организованную с использованием  анкетирования как среди детей, так и среди родителей.
  • При заключении очередного Контракта по питанию требовать внесения пункта по организации изучения удовлетворенности питанием в школе силами исполнителей контракта и не менее 2-х раз в учебном году.

 

Родительские комитеты и Родительские Советы в школе

Современной школе выгодно иметь помощников в лице активов родительских комитетов, силами которых успешно решают текущие вопросы со сбором макулатуры, выходом на субботники и сбором денег на текущие нужды классов. Однако в отдельных случаях при упорном бездействии Управляющих Советов школ и отсутствия действий по устранению недостатков в организации питания родители могут объединиться для решения своих вопросов в Родительские Советы школ. Такая структура предусмотрена в схеме общественного управления школой, но упорно замалчивается руководством школ и аффилированными с директорами Управляющими Советами. Для создания Родительского Совета школы достаточно приглашения одного  представителя родителей от каждого класса в состав Совета. Затем нужно провести собрание и принять Устав Родительского Совета, избрать председателя и руководящие органы Совета. После процедуры учреждения и выборов руководителя Родительского Совета необходимо письменно уведомить директора школы и Управляющий Совет об учреждении нового общественного органа управления школой. Родительский Совет  может инициировать создание своей комиссии по контролю за питанием в школе, которая сможет  работать на постоянной основе.

 

Автор материала: ИННА КОВАЛЕНКО

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Текстовые смайлики будут заменены графическими.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
4 + 11 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.