Парламентская газета сообщает что законопроект, регламентирующий размер и цвет надписи о сроке годности товара на упаковке и десятикратное увеличение штрафов за отсутствие такой информации внесен в Государственную Думу.
Производителей обяжут разборчиво указывать срок годности продуктов.
В Государственную Думу внесен законопроект, регламентирующий размер и цвет надписи о сроке годности товара на упаковке и десятикратное увеличение штрафов за отсутствие такой информации. Соответствующие поправки должны быть внесены в Закон "О защите прав потребителей" и в Кодекс об административных правонарушениях.
В небольшом магазине у станции метро "Белорусская" покупателей практически нет, не видно и продавцов-консультантов.
Так что рассматривать продукты можно долго. Банку с селедкой переворачиваю минуты три: в то время как большинство производителей печатают такую информацию прямо на крышке, здесь она выбита снизу.
Совсем крошечные черные цифры успели наполовину стереться, но, поломав глаза, все же выясняю: до окончания срока годности осталось три дня. Ставлю банку обратно на полку и понимаю: бдительность наказуема - руки испачканы маслом...
На бутылке кефира информация о сроке годности спрятана еще хитроумней - едва читаемые крошечные синие цифры с пятой попытки мне удается найти на синей же надписи с перечислением входящих в состав напитка ингредиентов.
Следящая за моими манипуляциями старушка сочувственно цокает языком:
- А я вот все это прочесть уже даже не пытаюсь. Всем верить приходится.
Как выяснилось, напрасно. Стограммовая упаковка сыра с голубой плесенью за 235 рублей - в ассортименте магазина это один из самых дорогих деликатесов - оказывается безнадежно просроченной: есть без вреда для здоровья его можно было лишь почти месяц назад, однако убрать его с полки продавцы нужным не сочли.
Поставить крест на подобных злоупотреблениях призван законопроект, разработанный депутатами Заксобрания Санкт-Петербурга.
В частности, документ обязывает производителей указывать информацию о сроке годности исключительно черным шрифтом на контрастном фоне этикетки. Эта надпись должна занимать не менее пяти процентов от площади всей упаковки, быть четкой и легкочитаемой.
Если же новые стандарты будут нарушены, виновным выпишут внушительные штрафы.
- С введением поправок низкокачественного товара на рынке станет меньше. Однако для того чтобы проблема была решена полностью, необходимы и дальнейшие шаги в этом направлении, - признается член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Владимир Плотников.
С этой позицией согласен и председатель Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Аншаков:
- Слишком мелкий и нечитаемый срок годности товара - только маленькая часть очень серьезной проблемы. В нашу организацию каждый месяц поступает несколько десятков жалоб от покупателей на то, что информация о составе товара, его производителе сделана настолько мелким и корявым шрифтом, что его невозможно разобрать.
При этом обращаться в суд на производителей бессмысленно: и в Законе "О защите прав потребителей", и в ГОСТе "Продукты пищевые. Информация для потребителя.
Общие требования" указано, что шрифт на упаковке должен быть "легкочитаемым ", но объяснения, что под этим понятием подразумевается, нет.
Обсуждаемый законопроект будет полезным - он ведь не только предпишет, какого размера должна быть информация о сроке годности, но и увеличит штрафы за нарушение установленных правил, рассуждает заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев. "Однако заработает документ лишь в том случае, если нам удастся продумать, кто и как будет отслеживать его исполнение, пока что надлежащего контроля за магазинами нет, и даже те штрафы, что прописаны в действующем законодательстве, практически не взимаются", - говорит депутат.
Парламентская газета, 27.06.2014