Дистанционная торговля

Дистанционная торговляДистанционная торговля регулируется Законом «О защите прав потребителей» (статья 26.1), Правилами продажи товаров дистанционным способом (утв. постановлением Правительства РФ № 612 от 27.09.2007 г.), а также Правилами продажи товаров по образцам (утв. Постановлением Правительства РФ № 918 от 21 июля 1997 г.)

 

Что такое дистанционная торговля?

Как быть, если привезенный товар отличается от образца, по которому была сделана покупка?

В какой срок должны привезти и собрать товары, купленные дистанционным способом?

Можно ли их обменять или вернуть?

 

Способ покупки по каталогам, рекламным проспектам, буклетам, фотоснимкам, а также заказ по телефону, через Интернет или другими способами, которые исключают возможность ознакомления с приобретаемым товаром, называется дистанционной торговлей (точнее, дистанционным способом продажи). Ее разновидностью является продажа товаров по образцам. Она отличается тем, что вещь, которую покупает потребитель, можно увидеть воочию в образце. Особенно часто этот способ используется при заказе мебели. Как правило, через Интернет или по каталогам приобретают одежду, технику, мебель, косметику, парфюмерию, продукты питания и т. д. Но какой бы товар вы ни заказывали, п. 2 ст. 26.1 Закона предусматривает, что продавец до заключения договора должен предоставить информацию об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании продавца (изготовителя), о цене и условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

 

Качественный товар

В п. 3 той же статьи 26.1 сказано, что при передаче заказа потребителю ему должна быть представлена вся информация о товаре в письменной форме, в том числе о сроках и порядке возврата. Это очень важный момент, на который нужно обратить особое внимание.

Если информацию о сроках и порядке возврата товара вам предоставили письменно, вы имеете полное право вернуть покупку в течение семи дней (так называемый «период охлаждения»). Если же такой письменной информации у вас нет, вернуть не подошедшую вещь можно в течение 3 месяцев. Но напоминаем: речь идет о товарах надлежащего качества.

Кстати, отказаться от заказа можно и в любое время ДО передачи товара покупателю. Правда, это правило не действует, если потребитель приобретает вещь исключительно под свои нужды. Скажем, кухонную мебель по индивидуальному проекту, торт к юбилею с надписью «Дорогой Тане» или что-то в этом роде.

 

Обрати внимание!

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца. П. 4 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей»

 

Обрати внимание!

Если потребитель отказался от заказанного товара до его доставки или в течение 7 дней после, продавец должен вернуть покупателю стоимость товара в течение 10 дней. А вот расходы на доставку не возвращаются.

 

Некачественный товар

Если же вам привезли некачественный товар, в этом случае действуют те же правила, что и при покупке обычным способом (ст. 18-24 Закона «О защите прав потребителей»). То есть при обнаружении в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, потребитель по своему выбору вправе потребовать:

  • замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

При этом можно требовать также полного возмещения убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества (ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»).

Но не забывайте о правиле 15 дней, которое действует в отношении технически сложных товаров (холодильников, стиральных машин и т. д.). Подробнее об этом - в разделе «Покупка технически сложных товаров».

  

Нарушение сроков

За нарушение сроков доставки и сборки (подключения, установки) продавец несет ответственность в том же объеме и по тем же правилам, что и при обычной покупке. В частности, при нарушении сроков доставки предварительно оплаченного товара продавец должен будет заплатить неустойку - 0,5% суммы предварительной оплаты (п. 3 ст. 23.1 Закона «О защите прав потребителей»). Правда, размер неустойки не может превышать уже уплаченной суммы.

Что касается нарушения сроков сборки, установки или подключения, здесь нужно руководствоваться п. 5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей». В нем предусмотрена неустойка в размере 3% за каждый день просрочки (или час, если срок определен в часах) от стоимости услуги (работы). А если цена не определена, от общей стоимости заказа вплоть до начала оказания услуги (выполнения работы) или предъявления потребителем иных требований, предусмотренных законом.

 

Специфика дистанционной продажи

И все же у дистанционного способа торговли есть своя специфика. Остановимся на некоторых важных моментах.

Во-первых, обратимся к тем, кто любит покупать косметику, парфюмерию и предметы домашнего обихода через знакомых, сотрудниц или знакомых знакомых. Учтите, что при заключении такой сделки (если она вообще заключается, а не проводится в устной форме) вы очень рискуете. Закон «О защите прав потребителей» и другое федеральное законодательство защищают граждан только в том случае, если они совершают покупку у человека, уполномоченного юридическим лицом. Если же продавец не является официальным представителем фирмы, продукцию которой он распространяет, и не зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, а действует как частное лицо, вы не имеет права предъявить ему претензии в отношении качества продукции на основании Закона «О защите прав потребителей». А органы контроля не могут привлечь частное лицо к ответственности за нарушение законодательства. В таких случаях разбираться придется на основе Гражданского кодекса РФ.

Во-вторых, в Законе «О рекламе» сказано, что информация о продавцах и производителях, чьи товары потребитель заказывает по каталогам, объявлениям, образцам или через Интернет, ни в коем случае не может быть анонимной. То есть потребитель должен знать, куда обратиться в случае чего. Поэтому продавец обязан указать свой адрес, название фирмы и номер лицензии. Не допускается также недостоверная реклама. Особенно часто ей грешат производители БАДов, «околомедицинских» приборов и препаратов. К примеру, в рекламе говорится, что это лечебный прибор, а по документам он бытовой санитарно-гигиенический. Так что всю приведенную информацию желательно перепроверить.

 

Комментарий юриста

Когда товар приобретается по образцам или по каталогам (особенно в Интернет-магазинах), нужно помнить, что изображение на картинке может не соответствовать тому, что вы получите в реальности. Прежде всего, это касается косметики и предметов быта. Порой фотография сильно отличается от «оригинала». Можно сфотографировать тюбик с кремом так, что потребителю будет казаться, будто он приобретает товар объемом 200 мл, а на самом деле всего 20 мл. Поэтому не только рассмотрите картинку, но и внимательно прочитайте, что написано в характеристиках товара. Хочется обратить внимание потребителей и на так называемые «презентации», во время которых предлагается заключить договор на приобретение какой-то вещи. Как правило, подобным способом продаются очень дорогие товары (пылесосы, посуда). Их качество обычно хорошее, но цена в несколько раз (а иногда в несколько десятков раз) выше, чем стоимость аналогичных товаров. Во время презентаций на человека могут оказать психологическое давление, и он совершит покупку, которую в другом месте и в другое время никогда бы не сделал. Известны случаи, когда после 8-часовой презентации пенсионеры покупали пылесосы, равные по цене их пенсии за 10 лет. Если вас приглашают принять участие в презентации незнакомого товара, самое лучшее — взять паузу. Почитайте, что об этом товаре написано в Интернете, попытайтесь найти людей, которые этим товаром пользуются, и выясните их мнение. Только после такой подготовки можно встречаться с продавцом. Если же вы не уверены, что сможете противостоять натиску профессионала, возьмите с собой коллег и друзей. Вместе вы справитесь.

 

Коротко о главном

Пользуясь услугами фирм, которые распространяют товары дистанционным способом, помните: больше всего нарушений прав потребителей связано с отсутствием полной, исчерпывающей информации о товаре, сроках его доставки и соответствия указанным вами параметрам. Чтобы избежать проблем, придерживайтесь некоторых простых, но важных правил.

  • До заключения договора (оплаты, заполнения бланка или заявки) вам обязательно должны предоставить полную, исчерпывающую информацию о товаре в устной форме, а в момент доставки товара - в письменной форме.
  • Не соглашайтесь совершать сделку, пока не выясните, что при возникновении сложностей вы сможете найти продавца и предъявить рекламации фирме-изготовителю.
  • Через каких бы хороших знакомых вы ни покупали товар, сначала убедитесь, что приобретаете его не у частного лица, а у продавца, уполномоченного фирмой на распространение данного вида продукции.
  • Внимательно изучите всю информацию о товаре. Убедитесь, что она является полной и исчерпывающей. Прежде чем совершить покупку, не стесняйтесь задавать интересующие вас вопросы.
  • Даже после того как заказ уже сделан, хорошенько подумайте, нужен ли вам данный товар. Закон дает потребителю право отказаться от ненужной покупки ДО ее получения и в течение семи дней после доставки.

 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Житель Нижнего Новгорода заказал на дом пиццу. Когда ее привезли, потребитель внимательно изучил коробку, но не обнаружил на ней никакой информации для потребителя — о весе пиццы, ингредиентах, пищевой и энергетической ценности, сроке годности, времени приготовления и т. д.

Документов, подтверждающих качество блюда, тоже не было. На факт «дикой» торговли потребитель пожаловался в территориальное отделение Роспотребнадзора. Оказалось, что человек, доставивший пиццу, был одновременно и ее изготовителем. Причем свою деятельность он осуществлял без надлежащего оформления. За эти нарушения его привлекли к административной ответственности.

 

Решив поменять мебель на кухне, героиня этой истории пошла в известный салон-магазин и выбрала там гарнитур по образцам, заплатив его полную стоимость.

По размерам заказанной мебели она купила кухонную технику и мойку. Устанавливать их должны были сотрудники фирмы, которая изготавливала мебель. Но когда мебель привезли, то оказалось, что собирать нечего, потому что доставили сплошной некомплект. Цвет кухни не соответствовал выбранному, нескольких деталей не хватало, а часть остальных оказалась от другого гарнитура. Заказчице пришлось написать немало бумаг с требованием допоставить недостающие детали и закончить работы. Но сборщики, да и сам владелец магазина не торопились. В какой-то момент клиентке все это надоело, и она отправилась за советом к адвокату а потом подала иск в адрес фирмы. В нем она требовала заменить некомплектный гарнитур на новый и возместить моральный вред. Руководствуясь ст. 14, 15, 18, 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», суд принял решение в пользу истицы. Он обязал ответчика заменить мебельный гарнитур новым, качественным, а также выплатить в качестве неустойки и компенсации морального вреда более 75 000 рублей.

 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Я купила по каталогу кофту, но она оказалась не того цвета, а главное, не того размера, что я заказывала. Позвонила в фирму, но там мне сказали, чтобы я внимательнее читала договор. В нем действительно есть фраза, что иногда привезенные товары могут не соответствовать некоторым характеристикам заказа. По этой причине мне отказались вернуть деньги или обменять кофту. Законно ли это?

Нет, незаконно. В ответ на фразу типового договора вам нужно было применить положение ст. 25 Закона «О защите прав потребителей». Ведь в данном случае речь идет об обмене товара надлежащего качества. А его можно обменять по тем же правилам, которые действуют в розничной торговле, то есть в течение 14 дней, либо вернуть в семидневный срок, вообще не объясняя причин.

 

Заказал диван и шкаф у человека, который стоял на строительном рынке с образцами этой мебели. Ждать заказ пришлось довольно долго, а когда его привезли, выяснилось, что к шкафу не хватает полок и фурнитуры. Я практически каждый день ходил на рынок и напоминал о себе. Однако недостающие детали везли чуть ли не дольше, чем саму мебель. Какие права у меня есть в такой ситуации?

Если полки и фурнитуру все же привезли, то за задержку доставки оплаченного товара вы можете требовать неустойку в размере 0,5% цены мебели за каждый день просрочки (но не более общей стоимости заказа). А вообще в подобной ситуации потребитель имеет право отказаться от приемки некомплектного товара, потребовать расторжения договора и возврата денег.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Текстовые смайлики будут заменены графическими.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
2 + 12 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.