Строительство и ремонт

Строительство и ремонтОказание услуг по строительству и ремонту регулируется положениями Гражданского кодекса РФ о договоре подряда (статьи 702-762) и Законом «О защите прав потребителей» (статьи 14, 15, 28-37).

 

На что нужно обратить внимание, заключая договор подряда со строительной/ремонтной фирмой? Что делать, если исполнители выполнили работы не вовремя или с недостатками?

 

Договор подряда

Отношения между строителями и заказчиками регулируются договором подряда. Заключать его следует при любом объеме работ. То есть не только когда речь идет о строительстве дома или ремонте всей квартиры, но и когда нужно всего лишь покрасить стены на кухне или положить плитку в ванной комнате. В договоре подряда обязательно должны быть указаны:

•     полное наименование строительной фирмы, юридический адрес, адрес фактического местонахождения, банковские реквизиты, ИНН;

•     ФИО и должность лица, подписывающего договор;

•     перечень работ;

•     полная цена договора;

•     сроки исполнения обязательств (если объем работ большой — поэтапно);

•     порядок оплаты работ (авансовый, поэтапный, после подписания акта-приемки всех работ);

•     ответственность подрядчика за просрочку начала выполнения работ, за просрочку выполнения работ на данном этапе, за некачественные работы и т.п.;

•     порядок приемки работ;

•     порядок и сроки исправления брака;

•     сроки гарантии на работы;

•     процедура вывоза мусора (если ремонт глобальный);

•     процедура закупки и оплаты материалов (если их покупает прораб);

•     процедура передачи материалов (если их приобретает заказчик).

Текст договора и приложения к нему нужно читать очень внимательно – в них могут быть перечислены условия, которые позволяют исполнителю уйти от ответственности. Особенно это касается всевозможных примечаний и сносок. Как правило, их печатают мелким шрифтом, но именно в них подчас содержится самая главная информация. Помните: вы заключаете договор не с прорабом и не с генеральным директором. Ваш контрагент — юридическое лицо, фирма. Деньги вы вносите на ее расчетный счет, так что ответственность перед вами несет она.

 

Наш совет

Прежде чем заключать договор, обязательно посетите офис компании. Попросите, чтобы вам показали устав и свидетельство о регистрации. Что касается лицензии на проведение ремонтных работ, то она выдается только на строительство зданий и сооружений, так что у ремонтной фирмы ее просто не может быть. Зато может быть типовой договор, который компания заключает с клиентами. Возьмите его с собой и покажите знакомому юристу — он посоветует, какие пункты следует добавить, чтобы застраховать себя от неприятностей.

 

Вопрос времени

Несоблюдение сроков — довольно распространенное явление при проведении ремонтных и строительных работ. Закон предусматривает ответственность за это нарушение. Причем заявлять свои требования заказчик имеет право на каждом этапе ремонта/строительства. В соответствии со ст. 28 Закона «О защите прав потребителей» в таких случаях потребитель по своему выбору вправе:

•     назначить исполнителю новый срок;

•     поручить выполнение работы третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

• потребовать уменьшения стоимости выполненной работы;

• отказаться от исполнения договора.

Закон дает потребителю право потребовать также полного возмещения убытков, причиненных в связи с затягиванием сроков выполнения работ.

При нарушении установленных сроков исполнитель должен заплатить потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 3% от цены выполненной работы, а если стоимость работы договором не определена — от общей цены заказа (при этом неустойка не может быть выше нее). Срыв сроков окончания ремонта/ строительства следует зафиксировать при подписании акта сдачи-приемки работ. И здесь не помешает написать претензию руководству фирмы. Но имейте в виду: если подрядчик докажет, что срок пропущен по вашей вине (например, вы вовремя не передали ему материалы), неустойку вам не выплатят.

 

Смета

Для оплаты строительных и ремонтных работ составляется смета, которая может быть твердой и приблизительной. О том, какие права и обязанности возлагаются на заказчика и исполнителя в этой связи, подробно говорится в ст. 33 Закона «О защите прав потребителей». Обратите внимание на один важный момент. Если исполнитель понял, что уложиться в указанные в договоре денежные рамки ему не удастся, он должен предупредить потребителя и получить его согласие. Если же «добро» получено не будет, исполнитель имеет право прервать договор и потребовать, чтобы заказчик оплатил уже выполненные работы. Ремонт и строительство могут выполняться как из материалов исполнителя, так и из материалов заказчика. В первом случае действуют положения ст. 34 Закона, во втором — ст. 35.

 

Ремонт с недостатками

В ст. 29 Закона «О защите прав потребителей» сказано: при обнаружении недостатков выполненной работы заказчик вправе по своему выбору потребовать:

•   безвозмездного устранения недостатков;

•   соответствующего уменьшения цены;

•   повторного выполнения работы;

• возмещения понесенных расходов по устранению недостатков работы своими силами или третьими лицами.

При этом удовлетворение данных требований не освобождает исполнителя от уплаты неустойки, если строители к тому же еще и нарушили сроки. Если же подрядчик не устранит недочеты в положенные сроки или если в работе будут обнаружены существенные недостатки, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков. Согласно ст. 30 Закона недостатки должны быть устранены в разумный срок, назначенный потребителем и указанный в договоре или в ином документе, подписанном сторонами, либо в претензии, направленной заказчиком исполнителю.

 

Обратите внимание!

По окончании ремонта/строительства заказчик должен подписать акт сдачи-приемки работ. Это очень ответственный момент. Если вы подмахнете документ не глядя, не проверив качество работ и их соответствие положениям договора, будет считаться, что вы со всем согласны и всем довольны. Если проведенное строительство/ремонт вас не устроило, нужно написать на акте приема-передачи: «Качество работ неудовлетворительное. Подробная претензия будет вручена позже». Это позволит вам воспользоваться услугами профессионального эксперта и юриста для составления претензии.

 

Гарантийный срок

Серьезные строительные фирмы предоставляют гарантии на свою работу и указывают гарантийный срок в договоре. А как быть, если гарантийный срок не установлен? В этом случае действуют нормы п. 3 ст. 29 Закона «О защите прав потребителей». В нем сказано: при отсутствии гарантийного срока потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы, в разумный срок в пределах двух лет со дня приемки или в течение пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе. Если же недостатки обнаружатся в течение гарантийного срока, нужно написать претензию на имя руководства фирмы с требованием устранить недоделки. Не исключено, что подрядчик откажется исправлять свои промахи, заявив, будто дефекты возникли не по его вине или вообще не связаны с ремонтом. В этом случае по требованию любой из сторон должна быть проведена экспертиза. Ее лучше заказывать в государственном бюро и выбирать эксперта вместе с подрядчиком, чтобы решение было окончательным для обеих сторон. Можно пойти по другому пути: обратиться в суд, который назначит экспертизу в авторитетном экспертном учреждении. Если недостатки «всплывут» после гарантии, но в пределах двух лет (а для недвижимости – в течение пяти), заказчик все равно может подать претензию подрядчику. Но сначала ему придется провести экспертизу за свой счет

 

Комментарий юриста

Сейчас широко применяется практика найма для ремонта и строительства частных мастеров (бригад). Но заказчикам нужно понимать, что на отношения с частниками Закон «О защите прав потребителей» не распространяется. Впрочем, это не значит, что потребитель в данном случае никак не защищен. Отношения между гражданами регулируют нормы Гражданского кодекса РФ. Однако их можно применить только тогда, когда договор заключен в письменном виде. Помните, что несоблюдение письменной формы сделки лишит вас в суде права ссылаться на показания свидетелей. В соглашении с частным лицом необходимо указать объем работ, их стоимость, сроки выполнения и обязательно предусмотреть ответственность за нарушение договора. К примеру, неустойку за несоблюдение сроков. А вот компенсацию морального вреда за нарушение такого договора взыскать нельзя. Это прерогатива Закона «О защите прав потребителей».

 

Обратите внимание!

Закон «О защите прав потребителей» относится к числу законов прямого действия. Это значит, что даже если в договоре с подрядчиком не прописаны нормы Закона или сказано, что на ваши отношения с фирмой этот Закон не распространяется (а такое бывает), знайте – он все равно на вашей стороне. То есть вы все равно сможете взыскать неустойку за просрочку или потребовать причитающиеся деньги за работу с недостатками. Правда, в этом случае, возможно, придется обращаться в суд.

 

Актуальные вопросы

Заключил с фирмой договор на установку натяжных потолков. Работу они сделали хорошо, но когда я стал наводить порядок в квартире, то обнаружил, что  напольное покрытие испорчено. Обратился в фирму и потребовал, чтобы отремонтировали пол. Но они отказываются, говорят, что мы сами его повредили. При этом акт сдачи-приемки работ я еще не подписал. Как мне действовать в данной ситуации?

Если вы не подписали акт приемки работ, обратитесь к исполнителю с письменной претензией и перечислите в ней обнаруженные недостатки. На основании ст. 29 Закона «О защите  прав  потребителей»   в  случае  обнаружения недостатков выполненной работы вы вправе потребовать:

•     устранения выявленных недостатков с указанием разумного срока (например, 7 дней);

•     возмещения убытков, связанных с устранением недостатков силами потребителя или третьих лиц. При этом вы должны предоставить фирме документы, которые подтверждают ваши расходы по устранению выявленных недостатков.

Получив такую претензию, фирма обязана провести экспертизу. Если эксперты установят причинно-следственную связь между поврежденным напольным покрытием и работами по установке натяжных потолков, фирма должна будет удовлетворить ваши требования. В противном случае вам придется подавать иск в суд.

 

Решила заказать в строительной фирме баню «под ключ». Обговорили все нюансы, подписали договор. По договору баню должны были сделать за три месяца, но прошло уже четыре, а она до сих пор не готова. Что можно сделать, чтобы заставить строителей шевелиться?

В соответствии с п. 5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей» в случае нарушения сроков выполнения работ потребитель вправе взыскать с исполнителя неустойку в размере 3% цены работ за каждый день просрочки. Однако размер неустойки не должен превышать общую стоимость работ по договору.

А как быть, если работа не выполнена вообще? В данном случае есть два варианта:

•     потребитель помимо указанной неустойки имеет право потребовать выполнения работы (сроки теперь он назначает сам);

•     либо отказаться от исполнения договора, то есть расторгнуть его (ст. 451 Гражданского кодекса РФ) и потребовать возврата денег, уплаченных по договору, а также неустойки в размере 3%.

При отказе от исполнения договора потребитель также может потребовать возмещения убытков в полном объеме. Правда, их нужно подтвердить документально. Для этого необходимо написать претензию (в двух экземплярах) в адрес фирмы-исполнителя. В ней нужно сослаться на договор, обязательства фирмы и сроки исполнения заказа, сформулировать свою жалобу и требования (либо выполнение работ, либо расторжение договора). И не забудьте приложить расчет неустойки. Если исполнитель не выполнит ваши требования в добровольном порядке, обращайтесь в суд. В исковом заявлении вы можете также требовать с горе-строителей компенсацию морального вреда.

 

Судебная практика

Потребитель А. решил построить дом. Обратился в строительную компанию, рекламный буклет которой обнаружил в почтовом ящике. Подписали договор, и А. заплатил 70% стоимости будущего домика, что составило 476 000 рублей.

На участок завезли строительный материал, и работа закипела. Но А. заметил: когда он приезжал, работы по закладке фундамента почти сразу же прекращались, а рабочие шли на перерыв. Однажды он приехал без предупреждения и понял, почему фирма старалась сделать фундамент в его отсутствие. Строительство шло с нарушениями технологии!

Директор, прибывший на объект, подтвердил, что армирование фундамента проводилось с грубейшими отступлениями от правил, и выгнал бригаду. Вместо неё прислал новую. Эти строители действительно все сделали, как нужно, и завершили закладку фундамента.

Однако на этом борьба не закончилась. Рабочие пытались установить брус, покрытый плесенью, а потребитель требовал, чтобы поставили качественный. Такое вмешательство сильно раздражало руководство фирмы. Но брус все-таки частично заменили. Дом, хоть с перекосом и с дыркой на крыше, был возведен. Представители фирмы предложили А. подписать акт приема-передачи выполненных работ и оплатить оставшиеся 30%. Но потребитель вместо этого провел за свой счет экспертизу, которая подтвердила наличие серьезных недостатков. После этого А. подал иск в суд. В исковом заявлении он просил, чтобы суд обязал ответчика устранить недостатки выполненных работ, взыскать неустойку за нарушение срока окончания строительства, расходы по оплате услуг эксперта и юриста и компенсацию морального вреда. Но представители фирмы заявили, что исковые требования А. не обоснованы. По ходатайству компании была назначена судебная экспертиза. Она подтвердила выводы первой: дом возведен с серьезными недостатками.

В ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» сказано: исполнитель обязан выполнить работу качественно в соответствии с условиями договора. Если в нем отсутствуют условия о качестве, фирма обязана построить дом в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями. Кроме того, если законами предусмотрены обязательные требования к работе (ГОСТы, СНиПы), исполнитель обязан выполнить работу, качество которой соответствует этим требованиям. Учитывая все это, а также положения ст. 27, 28, 29 Закона «О защите прав потребителей», суд частично удовлетворил исковые требования А., обязав строительную фирму:

•     разобрать дом за свой счет и вывезти его с участка;

•     вернуть А. уплаченную по договору сумму — 476 000 рублей,

•     выплатить неустойку (300 000 рублей), расходы по оплате услуг эксперта, юриста (40 000 рублей) и компенсацию морального вреда (10 000 рублей).

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Текстовые смайлики будут заменены графическими.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
6 + 7 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.