Возврат товара с недостатками

Возврат товара с недостаткамиПрава потребителя при обнаружении недостатков в товаре регулируются Законом «О защите прав потребителей» (статьи 18-21) и Перечнем технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков.

 

Что делать, если вы купили бракованный товар (товар с недостатками)?

 

Одно из пяти

Если в товаре обнаружены недостатки, о которых продавец не предупредил, потребитель в течение гарантийного срока по своему выбору вправе потребовать:

  • замены товара на другой той же марки (модели и /или артикула);
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара, а если потребитель уже устранил их (самостоятельно или обратившись к третьим лицам), то возмещения этих расходов;
  • расторжения договора купли-продажи и возврата денег, уплаченных за товар.

Такие права предоставляет покупателям п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей».

 

Обратите внимание!

Если покупка некачественного товара повлекла дополнительные расходы, потребитель вправе потребовать возмещения этих убытков с продавца или производителя (п. 1 ст. 18 Закона). Например, новая кровать развалилась через месяц после покупки. Но к ней был куплен ортопедический матрас, заказанный специально по ее размерам. Теперь он бесполезен — потребителю вряд ли удастся найти точно такую же кровать. Значит, продавец должен возместить стоимость обеих вещей.

 

Технически сложные товары

Особые правила установлены в отношении технически сложных товаров, в которых обнаружены недостатки. Перечень таких товаров утвержден Правительством Российской Федерации и не может дополняться ни продавцами, ни изготовителями.

Чем же отличается алгоритм действий при покупке технически сложного товара? Главное отличие — ограничение срока, в течение которого потребитель может потребовать замены товара на другой или полного возврата денег при обнаружении недостатка в товаре. На это отводится всего 15 дней! Если поломка произошла после указанного срока, те же самые требования могут быть заявлены только в одном из трех случаев:

1.  Обнаружен существенный недостаток товара.

Это такой недостаток, который нельзя устранить или на устранение которого потребуются несоразмерные расходы, или затраты времени, или когда недостаток проявляется вновь после его устранения.

2.  Нарушен срок устранения недостатков товара.

Согласно ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» этот срок не может превышать 45 дней и должен быть зафиксирован в документе, который выдается потребителю при передаче вещи в ремонт. Он может называться договором, заказом-нарядом или как-то иначе, но на нем в любом случае должна стоять подпись человека, принявшего товар в ремонт, и самого потребителя. Так что, ставя свой автограф, полюбопытствуйте, какой срок отводится на устранение недостатка. Если в течение этого времени вещь не починят, можете требовать ее замены на новую или расторжения договора купли-продажи и возврата денег. Если никакой бумаги с указанием срока ремонта вам не выдали, значит, должны устранить поломку (дефект)  в кратчайшие сроки, при этом нужно понимать, что характер поломки бывает разным. Главное — общий срок ремонта не должен превышать 45 дней со дня сдачи товара в ремонт. Вы имеете право потребовать этого, ссылаясь на ст. 20 Закона «О защите прав потребителей». Там сказано, что дефекты должны быть устранены «в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа».

3.  Потребитель лишен возможности пользоваться товаром в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней из-за неоднократного устранения различных недостатков в товаре.

Здесь чистая арифметика. Подсчитайте, сколько дней вы не могли использовать  вещь, которая находилась в ремонте в течение года. Если больше 30 дней, можете требовать замены или отказаться от покупки и получить обратно свои деньги. Только нужно учесть, что эта норма Закона действует лишь в том случае, если в течение года товар ремонтировался неоднократно и эти ремонты были вызваны РАЗНЫМИ недостатками.

 

Обратите внимание!

Перечень технически сложных товаров, утвержденный Правительством РФ, не может дополняться ни продавцами, ни изготовителями. Однако частенько они это делают. Скажем, мобильные телефоны не входят в данный перечень. Но продавцы, пользуясь неосведомленностью покупателей, объявляют эти устройства технически сложными товарами и не принимают претензий по качеству по истечение 15 дней со дня продажи. Знайте, что это незаконно!

 

К сведению

Постановлением Правительства РФ № 575 от 13 мая 1997 г. утвержден Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков. В этот Перечень входят:

  1. Автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним.
  2. Мотоциклы, мотороллеры. 
  3. Снегоходы.
  4. Катера, яхты, лодочные моторы.
  5. Холодильники и морозильники.
  6. Стиральные машины автоматические.
  7. Персональные компьютеры с основными периферийными устройствами.
  8. Тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.

То есть вернуть эти товары можно только в том случае, если в них будет обнаружен существенный недостаток.

 

Если нет чека

Порой потребитель, обнаружив недостатки в товаре, не может найти чек и отказывается от своих претензий, думая, что без чека товар в магазине не примут. Это не совсем так. В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» при отсутствии кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, потребитель не лишается прав предъявлять требования при обнаружении недостатков в товаре. Но если из-за отсутствия чека потребителю все-таки откажут в удовлетворении его законных требований, он может обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, а затем в суд. В суде факт покупки может подтверждаться свидетельскими показаниями и другими доказательствами.

 

Комментарий юриста

Прежде чем предъявить требования в отношении товара с недостатками, потребитель должен хорошо подумать. В последние годы продавцы научились ловко манипулировать законом. Так что неправильно сформулированное требование может привести к невозможности защиты нарушенных прав потребителя. Скажем, если потребитель имеет право на устранение недостатков в товаре, но в последний день срока заявит требование о замене товара или о возврате денег, то ему могут отказать. А для предъявления «правильного» требования уже не останется времени.

 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Перед самым отпуском купил ноутбук. Вернулся домой через 16 дней и обнаружил, что зарядное устройство не работает. В магазине сказали, что теперь мне нужно ехать в сервис-центр, так как 15-дневный срок, в течение которого я мог обменять ноутбук или вернуть деньги, прошел. Это так? Разве я не имею права вернуть неисправный товар продавцу?

Ноутбуки входят в Перечень технически сложных товаров. Поэтому по истечение 15-дневного срока вы можете обменять его или вернуть продавцу только при наличии существенного недостатка. Установить наличие такого недостатка могут в сервисном центре, где есть соответствующий специалист. Однако принять товар на экспертизу должны и в магазине. Напишите продавцу претензию, изложите свои требования и сошлитесь на невозможность пользоваться компьютером по назначению в связи с обнаруженным недостатком. Если же у вас откажутся принять ноутбук, деньги за него не вернут или товар не заменят, то на организацию-продавца будет наложен штраф. За нарушение 10-дневного срока возврата денег неустойка составляет 1% от цены товара за каждый день просрочки (ст. 22, 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

 

В течение девяти месяцев мой мобильный телефон ломался дважды: после полной зарядки батареи он сам выключается и уже больше не включается. Сейчас он снова в ремонте — уже в третий раз. В сервис-центре пообещали, что вернут деньги или заменят телефон после четвертой поломки. Но я хочу прекратить эти мучения уже сейчас. Могу ли я это сделать?

Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» вы имеете право потребовать возврата денег за телефон сразу при подтверждении заводского брака сервисным центром («отказ» телефона включаться как раз и является таким недостатком). Даже если вы согласились на гарантийный ремонт, но по каким-то причинам  передумали ждать ремонта, то вам нужно написать претензию на имя начальника отделения сервисного центра о выдачи акта, в котором будет указано, что устройство имеет заводской дефект, который проявляется неоднократно. Предъявить претензию к качеству товара вы можете и по истечении гарантийного срока — в течение двух лет. Правда, при условии, что телефон не работает по вине производителя.

Комментарии

Глеб,

Здравствуйте! 6 июня купил стиральную машину в ОнЛайн Трейд. В тот же день при первой стирки ст. машина отказалась сливать воду после отжима. На следующий день 7 июня ст. машина отвезена обратно в пункт выдачи. Получен Акт приёма-передачи оборудования для проведения гарантийного обслуживания. Сроки проведения экспертизы истекли. Ответа до сих пор нет. Могу ли я теперь предъявить магазину претензию с требованием возврата денег. Спасибо.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Текстовые смайлики будут заменены графическими.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
5 + 9 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.