Гарантийный срок

Вопросы, связанные с гарантийным сроком, регулируются Законом «О защите прав потребителей» (статьи 5, 19).

Что такое «срок службы», «срок годности» товара и «гарантийный срок на товар»?

Что нужно знать о гарантийном сроке, чтобы грамотно отстаивать свои права?

 

Термины

Срок службы — период времени, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечить потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и несет ответственность за существенные недостатки, возникшие по вине изготовителя (исполнителя).

Срок годности — период времени, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Срок годности в обязательном порядке должен устанавливаться на продукты питания, парфюмерно-косметическую продукцию, медикаменты, бытовую химию и т. п. Продажа таких товаров с истекшим сроком годности не допускается.

Гарантийный срок — период времени, в течение которого изготовитель (исполнитель) принимает на себя повышенные обязательства перед потребителем. Например, обязуется за свой счет устранять возникающие недостатки, а в некоторых случаях заменять товар на новый.

 

Обратите внимание!

Если ни изготовитель, ни продавец не взяли на себя гарантийных обязательств, Закон «О защите прав потребителей» дает право предъявлять претензии по качеству товара в течение двух лет со дня покупки. Для работ (услуг) этот срок тоже составляет два года. Исключением являются объекты недвижимости — по ним претензии можно предъявлять в течение пяти лет.

 

Точка отсчета

Отсчет гарантийного срока начинается со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Самый простой случай — покупка в магазине. Но бывают и другие ситуации. Например, по каталогу была заказана кофеварка. Потребитель оплатил ее в марте, а посылка пришла в апреле. Значит, и гарантийный срок должен исчисляться с апреля, то есть с того дня, когда заказчик расписался в получении покупки.

Если день передачи товара установить невозможно, сроки исчисляются со дня изготовления.

Бывает, что товар потребителю передан, но пользоваться им нельзя по вине продавца. Скажем, мебель привезли, но не собрали, так как не хватило деталей. Или посудомоечную машину установили, но не подключили, потому что мастер заболел. В подобных ситуациях «старт» гарантийного срока откладывается до того момента, пока продавец не устранит обстоятельства, мешающие эксплуатации товара.

Есть случаи, когда гарантийный срок отсчитывается не со дня покупки, а с момента наступления соответствующего сезона. Это так называемые сезонные товары: одежда, обувь, меховые изделия, купальники и т. п. В разных регионах даты наступления сезонов могут быть разными. Они определяются нормативными актами, которые принимают региональные власти. К примеру, в столице до июля 2011 г. действовало распоряжение Правительства Москвы, где была установлена следующая продолжительность сезонов:

  • для товаров зимнего ассортимента — с 1 ноября по 1 марта;
  • для товаров весеннего и осеннего ассортимента — с 1 марта по 1 мая и с 1 сентября по 15 ноября;
  • для товаров летнего ассортимента — с 1 мая по 1 сентября.

Сейчас это постановление отменено, а новое пока не принято. В таких случаях при возникновении спора можно обратиться к нормативным актам соседнего субъекта Российской Федерации, сходного по погодным условиям. Скажем, в Москве можно применить нормативные акты, которые устанавливают сроки начала сезонов в Московской области

     

Обратите внимание!

Обнаружив недостатки в товаре в течение гарантийного срока, потребитель имеет право обратиться с претензией к изготовителю, импортеру или продавцу по своему выбору. Например, куплен пылесос импортного производства. Если он сломается, потребитель может отнести его в магазин или в сервисный центр, указанный в техническом паспорте или гарантийном талоне. А может обратиться в представительство фирмы-производителя, если такое есть в его городе.

 

Дополнительная гарантия

В последнее время некоторые магазины, особенно торгующие бытовой техникой, предлагают покупателям заплатить деньги за дополнительный срок гарантии. Скажем, изготовитель установил на свой товар гарантию 6 месяцев, а магазин может продлить ее до года, двух или трех лет. Правда, покупателю за это придется заплатить. Стоит ли идти на поводу у продавцов? Не забывайте, потребитель имеет право предъявлять претензии и после окончания гарантийного срока — в течение двух лет со дня покупки (ст. 19 Закона «О защите прав потребителей»). Ведь причиной недостатка может быть производственный брак, который «аукнулся», когда гарантия уже закончилась. Правда, это придется доказать, обратившись к эксперту и заплатив за исследование из «своего кармана». Часто покупателям говорят, что стоимость экспертизы будет осуществляться за их счет. На самом деле это не совсем так: если вы сдаете товар в магазин то стоимость экспертизы ложится на «плечи» магазина. Если же вы самостоятельно отдаете товар на экспертизу, то оплата данной услуги происходит за ваш счет, но по суду данные траты можно компенсировать.

 

Обратите внимание!

  • Если в период гарантийного срока в товаре возникли недостатки, потребитель отдает его продавцу или изготовителю на экспертизу. Но платить за нее он не должен: в течение гарантийного срока это обязанность продавца или изготовителя.
  • Если же недостатки возникли после того, как гарантийный срок закончился, но в течение двух лет со дня покупки, экспертизу оплачивает потребитель. При подтверждении производственного брака ему обязаны возместить эти расходы.

 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

В конце прошлой зимы купила зимние сапоги, а в январе этого года на одном из них сломался каблук. Продавец отказывается возвращать деньги за бракованную обувь. Говорит, что гарантийный срок уже истек. Прав ли он?

Продавец вводит вас в заблуждение. Согласно п. 5 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» вы имеете право предъявить претензию по качеству не только в течение гарантийного срока или одного сезона, но и в течение двух лет с момента покупки. Однако нужно иметь в виду: пока обувь находится на гарантии, оплачивать независимую экспертизу должен продавец. А после истечения гарантийного срока — вы сами. Если наличие брака подтвердится, магазин должен будет вернуть вам и стоимость обуви, и возместить расходы на экспертизу.

 

Я купил смеситель немецкого производства с 5-летней гарантией. На пятом году службы он потек, но сдать его в гарантийный ремонт я не могу, потому что компания-продавец, которая одновременно была и импортером, прекратила свое существование. Правда, есть новое представительство немецкого завода. Хочу подать в суд, только не знаю, на кого.

Для этого нужно ответить на вопрос, кто устанавливал гарантийный срок на товар. Если гарантийный срок устанавливал продавец, то с мечтой о гарантийном ремонте у продавца придется распрощаться. Но у потребителя есть право обратится за устранением недостатка к производителю, а он в свою очередь обязан вас направить к действующему сервисному центру для устранения недостатка. Однако обратиться к изготовителю нужно ДО окончания гарантийного срока, иначе вы не сможете воспользоваться правом на бесплатный ремонт. Если у завода-изготовителя есть представительство в России, переговоры удобнее вести с ним. Но только в том случае, если оно обладает полномочиями по осуществлению гарантийного ремонта.

 

Комментарий юриста

Предлагая приобрести «дополнительную гарантию», магазины не нарушают закон. Но потребителям нужно различать два вида гарантий, предлагаемых продавцами, чтобы понимать, какие права и обязанности возникают в связи с этим (ст. 5 Закона). Первый случай: гарантийный срок на товар изготовителем НЕ установлен. А продавец решил эту ошибку исправить и установил такой срок самостоятельно. В течение гарантийного срока, установленного продавцом, в отношении товара действуют те же правила, что и в период гарантии изготовителя. Разница только в том, что у потребителя нет права выбора. Он может обратиться с претензиями по данному гарантийному сроку только к продавцу товара, установившему гарантию. Например, потребитель купил диван. Изготовитель не устанавливал на него гарантию, а продавец установил — 12 месяцев. Через 3 месяца диван сломался. Потребитель может воспользоваться предоставленной ему гарантией продавца, а может обратиться к изготовителю (в течение двух лет). Но в первом случае причину возникновения недостатков будет доказывать продавец, а во втором – потребитель.

Второй вид гарантии, предлагаемой продавцом, договор на ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ гарантию. Она предполагает, что продавец принимает на себя дополнительные обязательства в отношении недостатков, выявленных в товаре по окончании гарантийных сроков изготовителя. Права и обязанности продавца и потребителя по такому договору, равно как и его стоимость, определяются отдельным договором. Его условия могут быть самыми разными. Нужно ли заключать такой договор, каждый потребитель должен решать сам. Например, если срок службы товара 2 года, а срок гарантии изготовителя 12 месяцев, то приобретение дополнительной гарантии потребителю ни к чему. При возникновении существенного недостатка он все равно сможет защитить свои интересы. А если недостаток легко устраним, то стоимость ремонта может быть меньше, чем сумма, заплаченная за дополнительную гарантию. Имейте в виду, очень часто продавцы, пользуясь недостаточной грамотностью потребителей, включают в договор о дополнительной гарантии те обязательства, которые они и так должны выполнять бесплатно. Такие договоры подписывать не стоит.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Текстовые смайлики будут заменены графическими.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
3 + 15 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.