Покупка продуктов питания

продукты питанияПокупка продуктов питания регулируется Законом РФ № 29 от 2 января 2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Санитарными правилами и нормами, «Правилами продажи отдельных видов товаров» (утв. постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 г.), Законом «О защите прав потребителей» (статьи 10, 18) и Кодексом РФ «Об административных правонарушениях» (КоАП).

 

Как быть, если купленный продукт оказался несвежим, недоброкачественным или стал причиной серьезного отравления?

Какие требования предъявляет законодательство к продуктам питания, представленным в продаже, и к торговым предприятиям?

 

Итак, что же делать потребителю, если он приобрел испорченный продукт? Лучше всего как можно быстрее отнести его в магазин, где он был куплен, и потребовать, чтобы вернули деньги. Как правило, проблем в таких случаях не бывает. Сложности возникают, если у потребителя не сохранился чек. Тогда работники магазина могут заупрямиться. В такой ситуации факт приобретения продукта в данной торговой точке придется доказывать либо свидетельскими показаниями, либо с помощью упаковки, если продукт расфасован в магазине и имеет соответствующую маркировку. Не помешает и звонок в Роспотребнадзор как сигнал о том, что в магазине торгуют испорченной или недоброкачественной продукцией.

 

Для справки

Единственная государственная организация, которая занимается сегодня жалобами потребителей, — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Но как бы высоко вы ни забрались по этой чиновничьей лестнице в поисках правды, вас все равно отошлют в ближайшую к вам инстанцию. Это отделы территориального управления Роспотребнадзора, которые существуют в каждом городе или административном округе. Именно туда нужно обращаться по поводу некачественных покупок и конфликтов с торговыми предприятиями.

Проконсультироваться можно по телефонам горячей линии территориального управления Роспотребнадзора, указанным на сайте организации www.rospotrebnadzor.ru. Например, жителям Москвы предлагается сразу два телефона — общественной приемной и юридической службы. Однако чтобы дозвониться по любому из них и получить необходимую информацию, придется потратить немало времени. Можно оставить жалобу и прямо на сайте.

 

Сам себе защитник?

 А как быть, если магазин не хочет признавать свои ошибки, а контролирующие органы не реагируют на жалобы потребителя? Может быть, провести экспертизу продукта за свой счет? К сожалению, как показывает печальный опыт, это очень сложно. В бюро товарных экспертиз в основном принимают продукты партиями, а с единичным товаром возиться никому невыгодно. Да и стоимость такого анализа весьма приличная и не каждому потребителю по карману. Скажем, полное исследование не самого сложного в плане экспертизы товара составляет сегодня около 5 тысяч рублей. Но это далеко не предел.

 

продукты питанияПраво на информацию

Не забывайте о том, что при покупке продуктов питания потребители пользуются правом на информацию. Оно подразумевает, в частности, что покупатель должен быть осведомлен о том, из чего изготовлены продукты, которые продаются в магазинах. И производитель ОБЯЗАН указывать полный перечень ингредиентов, входящих в состав данной продукции. К сожалению, его обычно пишут на этикетках так мелко, что разглядеть под силу только человеку с очень хорошим зрением. Но чтобы не купить какой-нибудь суррогат, все-таки желательно прочитать, из чего сделан тот или иной продукт.

 

К сведению

П. 2 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает, что информация о товаре в обязательном порядке должна содержать название технического регламента или иное обозначение, свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара.

На этикетках продуктов питания также должны быть указаны:

•     сведения о составе, в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более 0,9%;

•     пищевая ценность продукта;

•     назначение, условия применения и хранения;

•     способы изготовления готовых блюд;

•     вес (объем);

•     дата и место изготовления и упаковки (расфасовки).

•     сведения о противопоказаниях для применения при отдельных заболеваниях.

 

Комментарий юриста

Даже если покупателю удастся провести экспертизу продукта, добиться правды все равно будет трудно. Доказать вину производителя можно лишь в том случае, если продукт попал на стол эксперта в запечатанном виде, в фабричной упаковке. Но даже тогда возникает масса нюансов. Например, потребителя могут обвинить в неправильном хранении товара. Еще сложнее доказать, что именно этот продукт нанес вред здоровью. В данном случае необходимо заручиться соответствующим медицинским заключением. К сожалению, за всю историю потребительского движения дела, связанные с продуктами питания, которые увенчались победой потребителя, можно пересчитать по пальцам. Как правило, это случаи, где собрать доказательства не так сложно. Скажем, купил человек подсолнечное масло, принес домой, а в бутылке - дохлая мышь. Эта бутылка, заметьте, невскрытая, может фигурировать в суде в качестве доказательства. Или принялись вы есть торт, да сломали зуб о находившийся в нем кусок металла. Свидетелями в суде выступят члены семьи, на чьих глазах это произошло. Нелишне будет также заключение стоматолога о том, что имеется скол зуба.

 

Судебная практика

Житель Екатеринбурга купил вареную колбасу «Молочная», сделанную ООО АПП «Лазурное». Однако она не пришлась ему по вкусу, и покупатель решил проверить ее качество. Обратился в Свердловское областное общество защиты потребителей «Гарант», и в тот же день колбаса «отправилась» на экспертизу. Как показали исследования, образец не соответствовал требованиям ГОСТа по содержанию белка и влаги. Для чистоты эксперимента представители общества «Гарант» приобрели в том же магазине еще несколько образцов «Молочной» вареной колбасы, сделанной все тем же ООО АПП «Лазурное», и снова отдали ее на экспертизу. В этот раз было установлено, что образцы:

•     содержат растительные добавки, о которых производитель умолчал;

•     не соответствуют требованиям ГОСТа по массовой доле белка и влаги;

• не соответствуют показателям пищевой и энергетической ценности, указанной на этикетке.

Проблема в том, что колбаса была сделана по ГОСТу, о чем написано на этикетке. И значит, должна соответствовать стандарту во всем. А наличие растительных добавок в гостовской колбасе недопустимо! Так что использование знака соответствия ГОСТ Р в данном случае незаконно. Изготовитель колбасы нарушил и Закон «О защите прав потребителей». А именно п. 1 ст. 10, где сказано: Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Так что, ООО АПП «Лазурное» ввело покупателя в заблуждение, и тот подал на предприятие в суд.

 

Суд постановил:

1.   Признать неправомерным использование знака соответствия ГОСТ Р при производстве вареной колбасы «Молочная».

2.   Признать противоправными действия ООО АПП «Лазурное», выразившиеся в предоставлении потребителям недостоверной информации о свойствах и качестве продукта.

3.   Обязать ООО АПП «Лазурное» прекратить указанные действия.

4.   Взыскать с ООО АПП «Лазурное» в пользу Свердловского общества защиты прав потребителей «Гарант» 26 237 рублей 23 копейки в качестве возмещения расходов на закупку образцов колбасы и проведение независимых исследований.

Взыскать с ООО АПП «Лазурное» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей

 

Для справки

Для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование.

Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

Из «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998г.

Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, продавце, исполнителе и режиме их работы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

П. 1 ст. 14.8 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»

 

продукты питанияМагазинные хитрости

Продукты, которые мы покупаем в отделе кулинарии, как правило, продаются в упаковке. В некоторых супермаркетах за нее еще приходится доплачивать. Например, за пластиковые контейнеры, которые стоят на витрине с уже обозначенной ценой. Но об этих дополнительных расходах потребителя хотя бы предупредили. А вот о чем не поставили в известность, так это о том, что в чеке будет указана стоимость салата или фарша плюс упаковка, которую вы еще один раз оплатите, но уже по цене расфасованного в нее продукта. Между тем в «Правилах продажи отдельных видов товаров» сказано: Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. А вот еще одна хитрость магазинов –  продукты с «перебитой» датой. Обычно это какие-нибудь салатики и тому подобные блюда, срок годности которых совсем небольшой. Если же продукт залежался на прилавке, поверх старого ценника могут просто аккуратно наклеить новый — с новой датой. И вот салат снова свежий! Обратите на это особое внимание, потому что такой «свежатиной» можно отравиться.

 

Актуальные вопросы

Купила молоко в «мягком» пакете (которое с маленьким сроком годности). Но оно оказалось прокисшим, хотя дата изготовления на нем была «свежая». Можно ли вернуть такой товар продавцу? И как быть, если чек не сохранился?

Если вы купили товар, непригодный для использования, то согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» вправе по своему выбору его вернуть, обменять или потребовать соразмерного уменьшения покупной цены. Так сказано в ст. 18 Закона. Поэтому вы имеете полное право пойти в магазин и вернуть прокисшее молоко. Правда, чтобы «операция» прошла успешно, желательно все-таки наличие чека, хотя закон и не обязывает его предъявлять (п. 5 ст. 18). Но лучше, чтобы он был. Ведь если на прилавках магазина не останется ни одного такого же пакета молока, будет сложно доказать, что прокисшее молоко куплено именно здесь, а не в другом месте.

 

В магазине рядом с моим домом постоянно торгуют просроченными продуктами. Я считаю, что это нарушение законодательства. Подскажите, пожалуйста, в каком законе сказано, что нельзя продавать некачественные и просроченные продукты.

В ст. 3 Закона № 29 от 2 января 2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» приведен Перечень продукции, запрещенной к продаже. В частности, там сказано, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:

•     не соответствуют требованиям нормативных документов;

•     имеют явные признаки недоброкачественности;

•     не имеют удостоверений качества и безопасности, документов изготовителя и поставщика;

•     не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;

•     не имеют установленных сроков годности или сроки годности которых истекли;

•     не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными, не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Если вы обнаружили, что продукт на прилавке находится в приведенном перечне, обратитесь в местный орган Роспотребнадзора. Ответственность за нарушения, изложенные выше, очень серьезная, вплоть до уголовной.

Комментарии

Константин ,

мне не продали безалкагольный энергетический напиток так как мне нет 18 лет,аргументом кассира стала рекомендация на упаковке а именно не рекамендация об использовании лицам не достигшим 18 лет беременным и тд,но это рекомендация а не запрет,мой вопрос - Обязанны ли они мне продать безалкагольный тонизирующий напиток ?если не продают то что тогда делать?

Administrator,

Добрый день, Константин!

Отвечает юрист, Виктор Иванов: Продавец абсолютно верно поступил, не продав Вам напиток. При более детальном прочтении на упаковке Вы увидите надпись: "Не для продажи лицам, младше 18-ти лет." (согласно постановлению Министерства здравоохранения о не продаже энергетических напитков лицам, младше 18-ти лет).

А согласно закону Московской области № 40/2015-ОЗ «Об установлении ограничений розничной продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Московской области», тоже запрещается продажа несовершеннолетним, а именно: "На территории Московской области не допускается розничная продажа безалкогольных тонизирующих напитков: несовершеннолетним..." (Статья 4. Ограничения розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков).

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Текстовые смайлики будут заменены графическими.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
14 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.