Информация для потребителей

Информация для потребителейПредоставление информации потребителям регулируется Законом «О защите прав потребителей» (статьи 8-12, 36) и Законом «О рекламе».

 

Кто, какую информацию и в каком виде должен предоставлять потребителю?

Что делать, если сведений о товаре (работе, услуге) не хватает или они недостоверные?

Какие существуют источники информации для потребителей?

Как быть, если потребитель попался на удочку недостоверной или недобросовестной рекламы?

 Ст. 8 Закона «О защите прав потребителей» гласит: «Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах)». Информация должна быть предоставлена в наглядной и доступной форме обязательно на русском языке (даже для иностранных товаров), а также по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца) на государственных языках субъектов Федерации

 

Сведения об изготовителе (исполнителе, продавце)

В ст. 9 Закона говорится о том, что изготовитель (исполнитель, продавец) должен довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, ее адрес (местонахождение) и режим работы. А индивидуальный предприниматель обязан предоставить также информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если деятельность продавца (изготовителя, исполнителя) подлежит лицензированию (например, в банковском деле, страховании, образовании, медицине и т. д.), то потребителю обязаны предоставить информацию о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, который выдал эту лицензию.

 

Сведения о товаре (работе, услуге)

В ст. 10 Закона приведен подробный перечень сведений о товаре (работе, услуге), которые должны быть предоставлены покупателю. Остановимся на самых важных.

К ним относятся:

• сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (...), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;

• цена в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полная сумма, подлежащая выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

• гарантийный срок, если он установлен;

• правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

• срок службы или срок годности товаров (работ);

• если приобретаемый товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация и об этом.

 

Если сведений нет

Что касается ответственности за предоставление ненадлежащей информации, то ее устанавливает ст. 12 Закона. При этом выделяются два вида ненадлежащей информации:

недостоверная, то есть не соответствующая действительности,

недостаточно полная, то есть не позволившая потребителю сделать компетентный выбор товара или использовать данный товар по назначению.

В п. 2 ст. 12 сказано: «Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную п. 1-4 ст. 18 или п. 1 ст. 29 Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации». Однако следует учесть, что слова «необходимые потребителю свойства» можно толковать по-разному и производители всеми силами стараются оградить себя от возможных рисков.

 

Другие источники информации

Какими еще источниками информации может воспользоваться потребитель, собираясь покупать тот или иной товар или планируя заключать договор на оказание услуги (выполнение работы)?

Советы друзей и знакомых. В данном случае вы получаете информацию от таких же потребителей, как и вы сами. Вам могут рассказать как о плюсах данной фирмы или товара, так и о минусах. Правда, не стоит забывать, что, сколько людей, столько и мнений, поэтому такую информацию никак нельзя назвать объективной.

Советы специалистов. В этой роли с рядом оговорок могут выступать статьи из газет и журналов, телевизионные передачи, радио и Интернет. Но не стоит слепо доверять этой информации. Ведь она в основном рассказывает о достоинствах товара, но умалчивает о его недостатках. Перед покупкой желательно изучить максимально возможное число такого рода информационных источников, а потом проанализировать их и составить свое мнение. Наиболее объективную информацию публикуют специализированные потребительские издания (такие как «СПРОС»), которые проводят независимые тесты и исследования товаров и услуг.

Советы специалистов в потребительской сфере. Получить объективную информацию можно и в организациях, защищающих права потребителей. Их сотрудники помогут разобраться в информации, предоставленной производителем или продавцом, подскажут, как грамотно составить договор, претензию или жалобу. Нередко они ведут «черные списки» фирм, предприятий торговли и питания, нарушающих права потребителей.

 

Реклама как источник информации

Реклама - это тоже информация, которая способствует продвижению товара на рынке. Правда, в ней подчеркиваются только положительные свойства того или иного товара, а недостатки умалчиваются. Правила предоставления рекламы регулируются законами «О рекламе» и «О защите прав потребителей», а также Гражданским кодексом РФ. Юридические нормы предписывают, в частности, что реклама должна быть распознаваема именно как реклама. Если таких знаков нет, данная реклама называется скрытой и законом запрещается.

Если деятельность продавца/изготовителя подлежит лицензированию, а лицензии у него нет, по закону такая фирма не имеет права рекламировать свой товар. А если есть, то в сообщении обязательно должен быть указан номер лицензии.

 

Запрет на рекламу

В отношении рекламы некоторых видов товаров действуют особые правила, например, алкоголя, сигарет, медицинских препаратов и лекарств и др. Особо охраняются права несовершеннолетних в рекламе. Но при рекламировании любых видов товаров не допускается реклама недостоверная и недобросовестная, а также порочащая деловую репутацию конкурентов и их товары. Рекламодатель несет ответственность за предоставляемые сведения. А если потребитель попался на удочку ненадлежащей рекламы, он может расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков. Для этого нужно обратиться в контролирующий орган, которым в настоящий момент является Федеральная антимонопольная служба РФ.

 

К сведению

По отношению к рекламе часто используется такой термин, как «публичная оферта». Он означает, что данная реклама публично предлагает потребителю заключить сделку на определенных условиях. Скажем: «Предлагаем до конца года мобильный телефон такой-то фирмы, модель такая-то по 9 999 рублей!» Это предложение является публичной офертой, поскольку в нем перечислены все условия сделки. А вот реклама вроде: «Приходите к нам! У нас самый большой выбор моделей» - публичной офертой не является.

Ответ на публичную оферту (то есть предложение) на юридическом языке называется акцептом (согласием заключить договор на предложенных условиях). Если продавец отказывается от своего обещания, потребитель имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных необоснованным отказом рекламодателя.

  

Случай из практики

Потребитель В. приобрела диван в ООО «Диван-Холл». И сама В., и ее муж страдают заболеваниями спины, поэтому им было важно купить диван с ортопедическими свойствами. При покупке В. ориентировалась на рекламные буклеты компании, в которых было сказано: «Ортопедический диван «Мадрид» протестирован Медико-реабилитационным центром «Беляево» под руководством академика В. Дикуля и рекомендован к ежедневному использованию в качестве средства профилактики сколиоза, остеохондроза, а также нарушений осанки».

Диван привезли, однако пользоваться им В. не смогла, так как через пару ночей у нее разболелась спина. Она обратилась сначала в Центр Дикуля, а затем к самому академику с просьбой объяснить причину таких болей. Но в Центре ей сообщили, что никакого тестирования данной модели дивана на предмет его «одобрения и рекомендации для ежедневного использования в качестве средства профилактики сколиоза, остеохондроза, нарушений осанки и пр.» МРЦ «Беляево» не проводил и не мог проводить. В. обратилась в суд с требованием расторгнуть договор и возместить причиненные убытки. Кроме того, было заявлено требование об опровержении недостоверной рекламы (контррекламе). Суд продолжался полтора года. В итоге требования В. были удовлетворены. С ответчиков взыскали стоимость дивана (39 000 руб.), неустойку (39 000 руб.), компенсацию морального вреда (3 000 руб.) и расходы на оплату услуг адвоката (29 000 руб.).  

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Текстовые смайлики будут заменены графическими.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
8 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.