Покупка обуви

Покупка обувиПокупка обуви регулируется Законом «О защите прав потребителей» (статьи 18, 19, 21, 22, 23, 25), а также нормативными актами субъектов Российской Федерации, которые устанавливают сроки начала и окончания сезонов в регионах.

 

Что делать, если купленная обувь не подошла по размеру или каким-то другим параметрам? Как быть с бракованной обувью? В течение какого времени можно подавать претензии по качеству обуви? За чей счет проводится экспертиза некачественной обуви?

 

Сезонный товар

Особенность приобретения обуви состоит в том, что это товар сезонный. Поэтому если потребитель, скажем, купил летом зимние сапоги, отсчет гарантийного срока начнется не со дня покупки, а с начала зимнего сезона. Даты начала и окончания сезонов закреплены в законодательных актах субъектов Российской Федерации и зависят от климатических особенностей региона. К примеру, в Москве до недавнего времени действовало постановление «Об установлении сроков сезонности на отдельные виды товаров в Москве». Правда, сейчас оно отменено, а новое пока не принято. Но жителям столицы при возникновении споров можно ориентироваться на соседние области, например на Московскую. Ну а гарантия на туфли, приобретенные 17 июля, «стартует» с даты покупки.

 

Обратите внимание!

Если вы купили обувь в одном регионе, а живете и, следовательно, носить ее будете в другом, то отсчет гарантийного срока начнется по климатическому «расписанию» вашего региона, а не по «графику» продавца.

 

Качественная обувь

Как быть, если купленная обувь не подошла по размеру или по каким-то другим параметрам? Согласно ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» в течение 14 дней (не считая дня покупки) вы имеете право обменять обувь надлежащего качества на аналогичную, если она не подошла по размеру, форме, габаритам, фасону, расцветке и т. п. Обувь при этом должна быть в идеальном состоянии (то есть неношеная), сохранен ее товарный вид, потребительские свойства, фабричные ярлыки и др. А если аналогичной пары нужного размера в магазине в данный момент нет? Тогда можно либо потребовать возврата денег в течение трех дней, либо договориться, чтобы вам сообщили о поступлении необходимого размера в продажу.

 

Некачественная обувь

Если покупателю попалась бракованная обувь, он согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» может потребовать:

•          замены на товар этой же марки (модели и (или) артикула);

•          замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

•          соразмерного уменьшения покупной цены;

•          незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом (сюда входит ремонт по гарантии);

•          отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

 

Обратите внимание!

Как правило, продавцы устанавливают гарантийный срок на обувь 30 дней. Но не забывайте, что предъявлять претензии к некачественной обуви можно не только в этот период, но и в течение двух лет со дня покупки. Это право закреплено в п. 5 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей».

Для удовлетворения разных требований предусмотрены разные сроки. Если речь идет о замене обуви, на это продавцу отводится 7 дней, а при необходимости проведения проверки качества - 20 дней. Вернуть деньги покупателю магазин должен в течение 10 дней. И помните, что за каждый день просрочки в законе предусмотрена неустойка 1% от стоимости товара (в данном случае обуви).

 

Покупка обувиЗа чей счет экспертиза?

Если продавец не согласен с требованиями покупателя (а именно так чаще всего и бывает), он может провести проверку качества обуви, чтобы установить причину дефекта. То есть выяснить, производственный это брак или вина самого покупателя. Потребитель имеет право присутствовать при проверке, только он должен написать заявление с соответствующим требованием. Если потребитель не согласен с выводами проверки, придется провести экспертизу. В течение гарантийного срока экспертиза проводится за счет продавца. Однако если будет установлено, что недостаток возник по вине покупателя, тот должен возместить все расходы. И не только по самой экспертизе, но и связанные с хранением и транспортировкой товара.

Практический совет: лучше не отдавать обувь представителям магазина, а привезти ее лично прямо на экспертизу, чтобы проверку не провели без вас. Для этого необходимо написать заявление о согласии на экспертизу и попросить, чтобы вас проинформировали о месте и времени ее проведения. Тогда уж точно «без вас не начнут». Если вы не согласны с решением экспертов, его можно обжаловать в судебном порядке.

А вот если гарантийный срок на обувь уже закончился, но два года еще не прошло, потребитель должен сам доказать, что обувь испортилась не по его вине, а из-за технологического брака. Так что в данном случае оплачивать экспертизу придется из своего кармана. Но если вина изготовителя будет доказана, деньги за экспертизу покупателю должны вернуть.

 

Обратите внимание!

Гарантия распространяется не только на саму обувь, но также на стельки, молнии, пряжки и прочую фурнитуру, несмотря на то, что продавцы часто утверждают обратное.

Предъявлять претензии по качеству бракованной обуви можно даже в том случае, если у вас не сохранились чек и упаковка.

Даже если потребитель уже отдавал обувь в ремонт, он все равно имеет право предъявить продавцу претензию по качеству товара. Для этого, конечно, придется провести экспертизу, чтобы выявить заводской брак.

 

Актуальные вопросы

Спустя две недели после окончания гарантийного срока у ботинок отошла подошва. Что делать?

Как уже отмечалось, предъявлять претензии по качеству обуви можно в течение двух лет со дня покупки. Так что в данном случае необходимо отдать пару на экспертизу независимым специалистам. Если они установят, что подошва отошла по причине производственного брака, магазин должен будет вернуть потребителю деньги и компенсировать все расходы.

 

Можно ли считать производственным браком то, что кожаные осенние сапоги промокают?

Это может определить только эксперт. С одной стороны, в нормативах на кожаную обувь не сказано, что она должна быть «герметичной». Кожа - природный материал, обладающий повышенной гигроскопичностью, а значит, может промокать. Поэтому бытовая кожаная обувь на герметичность не исследуется и не предназначена для условий повышенной влажности. Вот если бы промокали резиновые сапоги, это был бы серьезный повод обратиться к продавцу в связи с продажей некачественного товара. Но с другой стороны, герметичность может быть нарушена не из-за особенных свойств кожи, а из-за некачественной прошивки швов либо из-за неправильно сделанной подошвы. Определить это самостоятельно потребитель не может. В данном случае необходимо обратиться к специалистам.

 

Является ли производственным недостатком тот факт, что подкладка обуви окрашивает носки и кожу на ступнях?

Да, является. Хотя многие покупатели считают это чем-то само собой разумеющимся, а продавцы даже «услужливо» предупреждают, что обувь может краситься. Однако у качественной обуви такого «свойства» быть не должно, так что это вполне можно считать недостатком. Кстати, и резкий химический запах обуви тоже может стать поводом для обращения к эксперту.

 

Имеет ли потребитель право вернуть продавцу некачественную обувь и потребовать возврата денег, если обувь уже была в починке?

Имеет. Если после ремонта обуви заводской недостаток по-прежнему можно установить или ремонт выполнялся по другому поводу, например, потребитель заменял набойку или молнию, а жалуется на лопнувшую подошву, магазин обязан принять такую обувь и отдать ее на экспертизу. Эксперт должен установить причину дефекта - заводской брак или вина потребителя. Кстати, во многих экспертных организациях можно предварительно получить устную консультацию (бесплатную или платную). Советуем воспользоваться этой возможностью, чтобы заранее быть уверенным в своей правоте и не тратить попусту время и деньги.

 

Покупка обувиСудебная практика

Жительница Брянска М. купила в местном обувном магазине модные сапожки. Пофорсив в обновке несколько дней, она обратила внимание на то, что черные каблуки вдруг неожиданно побелели, а ноги самой хозяйки сапог после каждой прогулки, наоборот, приобретали черный цвет.

М. навестила продавца и потребовала заменить обувь. Но продавец отказался выполнить требование покупательницы и отправил сапоги на экспертизу. Результаты исследования обескуражили М.: эксперты установили, что «обувь не имеет дефектов производственного характера». Поскольку заключение экспертизы было не в пользу покупательницы, ей пришлось возместить продавцу расходы на проведение этой работы.

Но М. была уверена в своей правоте. Она провела еще две экспертизы за свой счет. На сей раз, эксперты подтвердили не только наличие дефектов пошива, но и нашли так называемый «критический производственный порок», который выражался «в низкой устойчивости окраски кожи к сухому и мокрому трению». А это противоречит требованиям ГОСТа и нарушает эксплуатационные свойства обуви.

Имея на руках такие заключения, М. подала исковое заявление в суд. Она требовала взыскать с продавца стоимость бракованных сапог, расходы на проведение экспертиз, неустойку и компенсацию морального вреда.

Представитель ответчика иск не признал и просил суд принять во внимание первое экспертное заключение, которое свидетельствовало об отсутствии производственных дефектов. Однако, изучив заключения специалистов, представленные истицей, суд решил иначе. В соответствии со ст. 15, 18, 22 и 23 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также руководствуясь ст. 98, 103, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд обязал продавца выплатить М. стоимость сапог и неустойку, компенсировать моральный вред и возместить расходы на проведение экспертиз. Общая сумма составила 9 957 руб. Это примерно в четыре раза больше, чем стоимость сапог.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Текстовые смайлики будут заменены графическими.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
4 + 5 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.