Неустойка

НеустойкаВопросы выплаты неустойки регламентируются Законом «О защите прав потребителей» (статьи 23, 23.1, 28)

В каких случаях потребитель может требовать от продавца (изготовителя, исполнителя, импортера) выплаты неустойки?

Каков может быть ее размер?

 

Неустойка — это денежная сумма, которая выплачивается за нарушение прав потребителей лицом, виновным в таком нарушении. Неустойка бывает двух видов: штраф и пеня.

Штраф — твердая сумма, начисляемая по правилам, установленным законом. Например, в п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» установлена неустойка в виде штрафа в размере 50% от цены иска за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителей. В остальных случаях в потребительских отношениях используется неустойка в виде пени. Так называется денежная сумма, которая начисляется за каждый день нарушения прав потребителя.

 

Просрочка выполнения требований потребителя, связанных с обнаружением недостатка в товаре

В ст. 23 Закона предусмотрена ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя, предъявленных в связи с выявлением в товаре недостатков. К этим требования относятся:

•  устранение недостатков товара (ст. 20 Закона),

•  замена товара (ст. 21),

•  соразмерное уменьшение покупной цены (ст. 22).

Так вот, за нарушение сроков, отведенных на выполнение этих требований, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) должен выплатить потребителю неустойку (пеню) в размере 1% цены товара за каждый день просрочки. То есть если просрочка составляет 50 дней, то неустойка, которую вправе требовать потребитель, будет равна 50% стоимости товара.

 

Пример из жизни

Жительница Воронежа П. купила в одном из местных магазинов ЖК-телевизор. Однако радовалась она покупке недолго. Сначала П. заметила какие-то полосы сверху и снизу экрана. Затем при включении стало появляться светящееся пятно. А спустя еще неделю телевизор начал капризничать не на шутку: при переключении каналов он гас, потом появлялся звук и только через некоторое время — изображение.

Поскольку гарантийный срок еще не закончился, П. направила продавцу, ООО «Эвридика», претензию с требованием заменить бракованный телевизор. Ответ на обращение покупательницы был дан в рекордно короткий срок — через неделю. Однако в нем говорилось, что... товар качественный и обмену не подлежит. Не согласившись с мнением продавца, П. подала иск в суд. Правда, ответчик на судебное заседание не явился, хотя и был извещен надлежащим образом. Однако это не помешало судье Левобережного районного суда города Воронежа рассмотреть дело. Исследовав представленные материалы и ознакомившись с документами, суд удовлетворил требования покупательницы. Согласно решению суда в пользу П. с ООО «Эвридика» была взыскана сумма, почти в три раза превышающая стоимость телевизора. Во-первых, продавец должен был выплатить стоимость бракованного телевизора (28 650 руб.) и неустойку за просрочку требования потребителя, которая составила 10 000 руб. К тому же магазин должен возместить моральный вред (1 000 руб.) и судебные расходы (3 000 руб.), а также заплатить штраф за неудовлетворение требований потребителя (21 325 руб.) и госпошлину (1 879 руб. 50 коп.). Кроме того, на продавца возложили обязанность забрать злополучный телевизор у бывшей владелицы.

 

Нарушение сроков передачи предварительно оплаченного товара

Ст. 23.1 Закона посвящена последствиям нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю. В п. 3 этой статьи сказано: В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 0,5% суммы предварительной оплаты товара.

Неустойка исчисляется с того дня, когда потребителю должны были передать товар по договору, до момента его фактической доставки или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной суммы. Если же предварительной оплаты товара не было, то даже при нарушении сроков доставки никакой неустойки не будет.

 

Обратите внимание!

Размер неустойки в данном случае не может превышать сумму предварительной оплаты товара. К примеру, потребитель заказал холодильник и заплатил за него аванс 5 000 рублей. Предположим, задержка доставки составила 250 дней. Но сумма неустойки, которая будет начислена за просрочку, не может быть выше 5 000 рублей, уплаченных при заключении договора.

 

Пример из жизни

Пролистав в магазине каталог немецкой мебели, Ш. подумала, что неплохо бы обновить интерьер спальни, и заказала довольно дорогой гарнитур стоимостью полмиллиона рублей. Деньги она заплатила полностью и стала ждать.

Мебель обещали доставить через два месяца, но «приехала» она на месяц позже. Все это время заказчица, освободившая к тому времени свою спальню от старой обстановки, была вынуждена ютиться на раскладушке. Впрочем, это было бы не так страшно, если бы мебель после доставки сразу же собрали и установили. Но как соберешь сервант без полочек и кровать, изголовье которой оказалось без обивки, а диван не привезли вообще! Все претензии Ш. сразу же высказала поставщику. Представитель фирмы принес заказчице свои извинения и пообещал все исправить в ближайшее время. Но после этого о Ш. благополучно забыли. Устав от ожидания, она направила в адрес фирмы письменную претензию с требованием расторгнуть договор купли-продажи. В ответ ей привезли диван, оказавшийся другого размера и совсем с другой обивкой. Принять такой «подарок» Ш. отказалась, а вместо этого написала и подала заявление в суд. Она просила расторгнуть договор купли-продажи, взыскать с ответчика стоимость заказа и неустойку — 0,5% от стоимости мебели за каждый день просрочки доставки и исполнения требования о расторжении договора.

Признав правоту истицы, суд обязал ответчика вернуть ей деньги, уплаченные за гарнитур (500 тыс. рублей), выплатить почти 300 тыс. рублей неустойки, компенсацию морального вреда и расходы на услуги адвоката. Все это в общей сложности составило более 900 тысяч рублей.

 

Нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг)

И наконец, в ст. 28 Закона речь идет о последствиях нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг). При несоблюдении этих сроков исполнитель должен выплатить потребителю за каждый день просрочки (или час, если срок определен в часах) неустойку в размере 3% от цены выполнения работы (оказания услуги). А если цена выполнения работы (оказания услуги) договором не определена, то от общей цены заказа.

 

Обратите внимание!

Максимальный размер этой неустойки ограничен общей стоимостью работы (услуги). В некоторых случаях, когда потребитель делает заказ, включающий не только продажу товара, но и услуги по его доставке (установке, сборке, подключению и т. п.), исполнители идут на хитрость. Скажем, указывают в договоре, что потребитель платит только за сам товар, а услуги оказываются ему бесплатно. В этом случае, к сожалению, неустойку взыскать нельзя. Но можно требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда.

 

Пример из жизни

Жители Астрахани супруги В. решили заменить старую оконную раму современным пластиковым окном. Обошли несколько фирм, изучили цены и сроки изготовления и в результате выбрали ООО «Флакс».

Приехал замерщик, сделал все, что нужно, супруги оплатили стоимость работ и стали ждать. Два месяца (а именно такой срок был определен в договоре) пролетели незаметно. И вот буквально за неделю до того, как В. должны были увидеть мир через новые окна, фирма «порадовала» их письмом, в котором уведомляла о переносе срока монтажа почти на месяц. Причина — погодные условия. И это при том, что на дворе была середина лета! Однако и через месяц заказ не был готов. Точнее, готов, но не полностью. При монтаже оконной рамы рабочие почему-то не поставили наличники. А заказанная в качестве дополнительного аксессуара москитная сетка появилась в квартире только в начале осени, когда надобность в ней уже отпала. И это еще не полный перечень недоделок, устранять которые мастера не спешили. Чтобы заставить их исправить брак, супругам приходилось постоянно звонить и наносить визиты в офис фирмы. Устав от бесконечной карусели, отнимавшей уйму времени и сил, В. обратились в Астраханскую городскую общественную организацию «Общество защиты прав потребителей».

В исковом заявлении, составленном с помощью сотрудников Общества, В. требовали взыскать с ООО «Флакс» неустойку за нарушение сроков исполнения заказа в размере 3% от стоимости договора. Кроме того, они просили суд компенсировать им моральный вред.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав обе стороны, суд счел все претензии потребителей законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Так что с фирмы за проявленную нерасторопность в пользу супругов В. было взыскано 16 382 руб. 80 коп.

 

Комментарий юриста

Когда разрабатывалось потребительское законодательство, предполагалось, что неустойка станет тем инструментом, который позволит уменьшить нарушения прав потребителей. Чтобы неисполнение закона стало экономически невыгодно, были предусмотрены довольно серьезные размеры неустойки. Но на практике этого не случилось. Проблема в том, что суды рассматривают неустойку как дополнительный бонус для потребителей, а не как наказание для нерадивых продавцов. Поэтому при ее исчислении суды часто применяют ст. 333 Гражданского кодекса РФ. Она позволяет снизить размер неустойки, если, по мнению суда, неустойка чрезмерно велика по сравнению с последствиями нарушения обязательств. Поэтому иногда появляются судебные решения, в которых вместо положенных 150 000 рублей неустойки суд присуждает только 5 000 рублей. К этому нужно быть готовым и, обращаясь в суд, подумать над доказательствами, подтверждающими существенность последствий нарушения обязательств. Например, если мастера не закончили вовремя ремонт квартиры, в качестве доказательств последствий нарушения могут быть представлены документы на аренду съемной квартиры, затраты на такси, чтобы каждое утро возить ребенка в школу в другой район, и др.

 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Я индивидуальный предприниматель, у меня своя парикмахерская. Я купила для салона очень дорогой фен. Когда оставалось два месяца до конца гарантийного срока, фен перестал работать. Я обратилась в фирму, где его покупала, с требованием о замене. Два месяца они упорно молчали, но потом все-таки фен заменили, однако неустойку платить отказались. Сказали, что я не потребитель, а неустойка полагается только потребителям. Это действительно так?

Да, это так. В преамбуле к Закону «О защите прав потребителей» сказано: потребитель — это гражданин, который покупает товары и заказывает услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Когда вы писали заявление, то, наверное, указали, что действуете от имени ИП.

Гражданский кодекс РФ, регулирующий отношения продавца и покупателя (предпринимателя), не предусматривает выплату неустойки за нарушения сроков исполнения требований покупателя. Так что вам отказали на законных основаниях. Но как предприниматель, вы можете потребовать возмещения убытков, возникших из-за некачественного фена. В том числе упущенной выгоды.

 

Заключил договор с фирмой на изготовление и доставку кухонной мебели. Все услуги оплатил вовремя, а вот фирма целый месяц привозила мне товар по частям. Сейчас кухня собрана полностью, но срок исполнения договора явно нарушен. Могу ли я предъявить требования о выплате неустойки и компенсации морального вреда ПОСЛЕ исполнения договора?

Да, можете. Требования о выплате неустойки за нарушение сроков исполнения договора можно предъявить в течение трех лет (общий срок исковой давности). Размер неустойки (пени) рассчитывается в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей». При нарушении сроков выполнения работы (оказания услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день или час просрочки (если срок определен в часах) неустойку (пеню) в размере 3% от цены выполнения работы (оказания услуги). А если цена выполнения работы (оказания услуги) договором не определена, от общей цены заказа. Если же в договоре предусмотрен иной, более высокий размер неустойки (пени), рассчитывать штрафные санкции нужно исходя из него. А вот на требования компенсации морального вреда сроки исковой давности не распространяются. Ведь эти требования относятся к защите неимущественных прав и других благ граждан (ст. 208 Гражданского кодекса РФ). И еще один важный момент: при предъявлении требований о взыскании неустойки и компенсации морального вреда необходимо позаботиться о наличии доказательств. Они должны подтверждать факт нарушения продавцом (изготовителем, исполнителем) условий договора, а также обоснованность ваших требований о компенсации морального вреда.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Текстовые смайлики будут заменены графическими.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
6 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.