Услуги адвокатов

Услуги адвокатовОтношения юристов и потребителей их услуг регулируются Законом «О защите прав потребителей» (статьи 27-37), Гражданским кодексом и Законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

 

Как правильно заключить договор с адвокатом?

Как оценить качество его работы?

Как быть, если услуга оказана некачественно или не в срок?

 

Заключение договора

Если потребитель обращается к адвокату за несложной консультацией, письменные договоры в таких случаях, как правило, не составляются. Клиенту просто выдают квитанцию с суммой, которую необходимо уплатить. Этот вариант плох тем, что в случае возникновения проблем доказать, за что были уплачены деньги (за консультацию, за составление документов или другой вид работы), будет очень сложно. То же самое касается договоров, составленных из общих фраз, в которых четко не обозначен предмет консультации. Так что обратите на это внимание, когда будете подписывать договор.

Если же адвокат соглашается представлять интересы клиента в суде или в государственных органах, с ним обязательно нужно заключить письменное соглашение. В нем должно быть подробно указано, в чем заключается ваше поручение адвокату, оговорен размер оплаты в случае завершения дела в вашу пользу и в случае проигрыша. Заплатив деньги, не забудьте попросить квитанцию об оплате — она может потребоваться в суде.

 

Критерий качества

Оказание юридических услуг, как и многих других, регулируется Законом «О защите прав потребителей», где установлена ответственность за оказание услуг с недостатками (п. 1 ст. 29 Закона). Но ведь потребитель не разбирается в тонкостях юриспруденции, а значит, не может объективно оценить адекватность и полноту оказываемых услуг. Так как же быть? Если консультации проводились письменно или у потребителя остались какие-то документы (письма, ходатайства), их качество могут оценить другие юристы. Что касается устной консультации, то здесь следует руководствоваться п. 2 ст. 4 Закона «О защите прав потребителей». В нем сказано: При отсутствии в договоре условия о качестве потребителю должна быть оказана услуга, соответствующая обычно предъявляемым требованиям и пригодная для целей, для которых подобная услуга обычно используется. То есть клиенту должны дать четкое разъяснение по его вопросу, основанное на нормах действующего законодательства и изложенное на языке, понятном для получателя консультации.

 

На заметку

На юридические услуги, оказанные с недостатками, распространяются те же правила, что и на другие виды услуг. Согласно п. 1 ст. 29 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе по своему выбору потребовать:

•     безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

•     соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

•     повторного выполнения работы (услуги);

•     возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Кроме того, потребитель может рассчитывать на полное возмещение ущерба, причиненного некачественной услугой.

 

Обратите внимание!

Чтобы получить максимум пользы от встречи с адвокатом, потребитель тоже должен к ней подготовиться. Прежде всего, четко сформулируйте проблему, которую собираетесь обсудить. Если боитесь забыть какие-то важные моменты, запишите себе вопросы. Возьмите с собой все документы, связанные с проблемой. Если документов много и для их изучения понадобится время, подготовьте копии и оставьте их адвокату.

Обращаться к адвокату можно на любой стадии конфликта - на стадии заключения договора, например на строительство дачного дома, на стадии нарушения договора, а также на стадии судебного разбирательства.

 

Сроки оказания услуг

В Гражданском кодексе и Законе «О защите прав потребителей» сказано, что сроки начала и окончания оказания услуг могут быть прописаны в договоре. Если же они не указаны, то согласно ст. 314 ГК РФ работа (услуга), сроки выполнения которой не устанавливаются в договоре и нельзя определить их (например, из соответствующих Правил выполнения отдельных видов работ), должна быть выполнена в разумный срок после заключения договора. Если работа (услуга) не выполняется в разумный срок, то она должна быть выполнена в течение 7 дней со дня предъявления требования о выполнении. За просрочку предусмотрена неустойка 3% за каждый день просрочки, если срок измеряется в сутках, от стоимости конкретной услуги или от общей цены заказа (Закон «О защите прав потребителей», п. 5 ст. 28).

Все вышесказанное относится и к юридическим услугам, но в разумных пределах. Адвокат может отвечать только за те сроки, которые зависят от него. Скажем, письменные и устные консультации. Но нельзя требовать от адвоката, чтобы дело в суде было рассмотрено в семидневный срок (или даже назначено к рассмотрению в эти сроки). Обычно в соглашениях на ведение судебных дел оговаривается, что адвокат не несет ответственности за соблюдение сроков рассмотрения дел государственными органами, в том числе судами.

 

Комментарий юриста

С юристом нужно быть полностью откровенным. Если он не вызывает у вас доверия, лучше не заключайте с ним договор. Еще необходимо понимать, что, подписав договор с юристом, вы не «купили» себе «домашнего адвоката», которому можно звонить в любое время дня и ночи и задавать вопросы на все интересующие вас темы. Чтобы не возникало недомолвок и ненужного напряжения, узнайте заранее, в какие часы лучше звонить и в каких случаях. Если вам необходима консультация по вопросу, не связанному с тем делом, по которому вы обратились, за эту консультацию придется платить отдельно.

 

Услуги адвокатовАктуальные вопросы

Чем адвокат отличается от обычного юриста?

Все адвокаты — юристы, но не все юристы — адвокаты. Адвокат — это юрист, который защищает права и интересы граждан и организаций в судах, государственных и негосударственных учреждениях. Чтобы получить статус адвоката, юристу необходимо сдать специальный экзамен и получить лицензию. У адвоката более высокая специализация и большой опыт работы. Если юрист называет себя адвокатом, он должен быть включен в Региональный реестр адвокатов и у него должно быть удостоверение установленного образца, выданное Министерством юстиции.

 

Куда можно пожаловаться на адвоката, если он оказал некачественную услугу?

Все адвокаты являются членами Региональной адвокатской палаты. В каждой палате есть комиссия (комитет), которая рассматривает жалобы на адвокатов. Если жалоба будет признана обоснованной, Адвокатская палата может принять меры дисциплинарного воздействия, вплоть до лишения статуса адвоката. Поэтому если адвокат не желает общаться с клиентом или каким-то другим образом нарушает принятые на себя обязательства, на него можно пожаловаться в Региональную адвокатскую палату. Кроме того, надзор за деятельностью адвокатов осуществляет Министерство юстиции РФ. Туда тоже можно обратиться с жалобой.

 

Я подписал договор с адвокатом, но сам документ остался у него, а мне выдали только квитанцию об оплате услуг. Правомерно ли это?

В принципе ничего незаконного здесь нет. Число экземпляров документов, не подлежащих нотариальному заверению, зависит исключительно от желания сторон. Если вы договорились, что будет только один подлинный экземпляр, и он будет храниться у юриста, это ваше право. Но вы можете потребовать у юриста копию договора с отметкой, у кого находится оригинал. А еще лучше подписать договор в двух экземплярах, чтобы он был на руках у каждой из сторон.

 

Является ли договор с адвокатом коммерческой тайной?

Коммерческой не является. Но есть такое понятие, как адвокатская тайна. Это значит, что адвокат не вправе разглашать сведения, касающиеся доверителя. В том числе и детали, прописанные в договоре. А вот клиент такой обязанности не несет. Сведения о заключенных договорах адвокат может представить только по запросу следственных органов или суда.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Текстовые смайлики будут заменены графическими.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
2 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.