Покупка мобильного телефона

Покупка мобильникаПокупка мобильного телефона

При возврате продавцу мобильного телефона нужно руководствоваться Законом «О защите прав потребителей» (статьи 18-25, 28) и Перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (утвержден постановлением Правительства РФ № 55 от 19 января 1998 г. в ред. от 06.02.2002 г.)

 Если раньше первое место по количеству жалоб потребителей занимала обувь, то сейчас в «лидеры» вышли сотовые телефоны. Именно на этот товар приходится подавляющее число претензий и судебных дел. И именно в этой сфере больше всего нарушений со стороны продавцов. Что же нужно знать, отправляясь в магазин за мобильником или заказывая его по Интернету?

  

Обмен телефона надлежащего качества

Мобильный телефон/смартфон входит в Перечень товаров, которые не подлежат обмену при отсутствии недостатков (утв. постановлением Правительства № 55 от 19.01.98 г.), однако сотовые телефоны, которые не имеют на борту микропроцессора не попадают в данный список и подлежат обмену по ст.25 Закона «О защите прав потребителей». Некоторое время назад возник спор о том, относятся ли мобильные телефоны к категории «телефонные аппараты», которая содержится в этом перечне. Противники этого утверждали, что мобильный телефон классифицируется как «радиостанция носимая», поэтому его нельзя отнести к телефонным аппаратам. Но сложившаяся судебная практика уже пришла к однозначному решению: мобильный телефон/смартфон, не имеющий недостатков, обменять нельзя, а вот сотовые телефоны, которые не являются смартфонами, обменять можно.

 

Обратите внимание!

У потребителя нет права ТРЕБОВАТЬ обмена мобильного телефона надлежащего качества. Однако многие компании принимают на себя ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ обязательства и производят обмен, если потребитель обратится к ним с этой просьбой. Иногда это делается бесплатно. А иногда пункт об обмене (возврате денег) в течение первых 14 дней после покупки содержится в условиях дополнительной гарантии, которую покупатель приобретает вместе с товаром.

 

Возврат некачественного телефона

В этом вопросе тоже есть свои подводные камни. Скажем, человек купил сотовый телефон, но скоро стало ясно, что аппарат барахлит, либо вовсе не работает. По идее потребитель имеет право вернуть неисправный телефон продавцу и согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» потребовать:

•     замены на телефон той же марки (модели и/или артикула);

•     замены на телефон другой марки (модели и/или артикула);

•     соразмерного уменьшения покупной цены;

•     незамедлительного безвозмездного устранения недостатков, т. е. гарантийного ремонта, или возмещения расходов на их исправление потребителем или другим лицом;

•     отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата суммы, уплаченной за неисправный телефон.

Все это, конечно, так. Но продавцы, пользуясь неосведомленностью покупателей, нашли лазейку и здесь. Очень часто они отказываются принимать неисправные телефоны, ссылаясь на то, что такая аппаратура входит в Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков. Однако продавцы вводят потребителей в заблуждение: сотовых телефонов в этом Перечне нет! Поэтому убеждаться в наличии существенного недостатка нет никакой необходимости: покупатель имеет полное право выдвинуть одно из перечисленных выше требований.

Продавец, в свою очередь, имеет право провести проверку качества телефона, чтобы убедиться, что неисправность возникла именно из-за заводского брака, а не по вине потребителя. О том, что нужно знать в этой связи покупателю, подробно изложено в разделе «Экспертиза».

 

Обратите внимание!

Нередко продавцы используют еще одну довольно распространенную уловку. Они отказываются принимать у потребителя неисправный телефон и говорят: «Обращайтесь в сервис-центр, там все починят». Помните, они не имеют права так поступать! Отдавать телефон в ремонт или нет, решать покупателю, а не продавцу. Как уже отмечалось, согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» покупатель может выдвинуть одно из пяти требований (замена товара, гарантийный ремонт, уменьшение покупной цены, расторжение договора купли-продажи и возврат денег). И никто не вправе заставить его отдать телефон в ремонт, если он этого не хочет. Право выбора здесь принадлежит покупателю!

 

Актуальные вопросы

Я купил телефон через интернет-магазин. Какие права у меня есть, если аппарат вдруг сломается?

Вы приобрели товар дистанционным способом — именно так в Законе «О защите прав потребителей» называется покупка по каталогам, образцам и, конечно, по интернету. Данному способу продажи посвящена отдельная  статья Закона - 26.1 «Дистанционный способ продажи товара». В п. 5 этой статьи сказано, что при продаже товара ненадлежащего качества потребитель имеет право воспользоваться положениями ст. 18-24 Закона. То есть, никакой разницы нет, купили вы некачественный товар в магазине или через Интернет. Права у потребителей в данном случае абсолютно одинаковые.

 

Мы купили в подарок ребенку мобильный телефон. Примерно через полтора месяца у аппарата перестал работать экран. В магазине сказали, что нужно обратиться в сервисную мастерскую. Там телефон забрали в ремонт и вот уже почти три месяца не возвращают - говорят, нет запчастей. Как долго они имеют право держать телефон в ремонте и что нам делать дальше?

В ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» сказано: Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены... незамедлительно. Если же ' срок устранения недостатков определен в письменной форме, он не может превышать 45 дней. Но, к сожалению, это требование закона соблюдается крайне редко, особенно при ремонте мобильных телефонов. Однако потребителю нужно иметь это в виду, подписывая акт сдачи-приемки, и обратить внимание на сроки ремонта, которые в нем указаны.

В этой истории есть еще один важный нюанс. В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона изготовитель (продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар, обеспечив его доставку за свой счет. На этом пункте Закона хочется остановиться особо. Обратите внимание, в Законе не сказано, что продавец обязан предлагать потребителю товар на время ремонта. Он должен его предоставить лишь в том случае, если потребитель сам заявит об этом! Кроме того, на время ремонта вам могут предоставить лишь товары, не указанные в Перечне товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара (утвержден постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 г.). Сотовых телефонов в этом Перечне нет. А значит, сервисная мастерская или продавец обязаны на время ремонта предоставлять потребителям другие аппараты. Но только в том случае, если вы заявите такое требование.

И в заключение несколько советов, как разрешить возникшую проблему. Учитывая затянувшийся срок ремонта, потребитель может отказаться от его проведения. Для этого необходимо написать заявление в гарантийную мастерскую с просьбой вернуть телефон и указать причину, по которой невозможно осуществить ремонт. Затем с документом, полученным от мастеров, нужно обратиться к продавцу и предъявить любое из требований, указанных в ст. 18 Закона «О защите прав потребителей». В том числе о замене телефона или возврате уплаченной за него денежной суммы. Кроме того, владелец имеет право взыскать с сервисного центра неустойку за каждый день просрочки исполнения обязательств по ремонту телефона (п. 5 ст. 28 Закона). Неустойка составляет 3% от цены выполнения работы (оказания услуги).

 

Покупка мобильникаСудебная практика

 Житель Краснодара Н. купил сотовый телефон марки «Сони Эрикссон» стоимостью 6 250 рублей. Но через несколько месяцев что-то случилось с динамиком: он перестал доносить до хозяина голоса знакомых и друзей.

Н. пришел в магазин и потребовал заменить аппарат. Но покупателя, как это теперь принято у «мобильных» продавцов, отправили в гарантийную мастерскую. Однако Н. не согласился с таким решением и отправился на консультацию в Краснодарскую краевую ассоциацию по защите прав потребителей. Следующий визит в магазин Н. нанес уже с претензией, составленной с помощью сотрудников Ассоциации, и с совершенно другими требованиями — вернуть деньги за некачественный товар. Но и в этот раз продавец остался глух к требованиям покупателя.

Не желая откладывать разрешение конфликта в долгий ящик, Н. отдал телефон на экспертизу. Она установила наличие производственного брака, после чего потребитель подал исковое заявление в суд. Помимо возврата стоимости бракованного телефона Н. требовал:

•  компенсации морального вреда;

•  возмещения расходов на проведение экспертизы и оказание юридической помощи;

•  выплаты неустойки за каждый день просрочки выполнения требования потребителя (с момента подачи претензии до дня вынесения судебного решения);

•  взыскания с ответчика штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя (50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, с перечислением половины на расчетный счет Краснодарской краевой ассоциации по защите прав потребителей).

Однако ответчик по-прежнему отмалчивался. На втором судебном заседании, которое он также не счел нужным посетить, мировой судья судебного участка № 48 Прикубанского округа вынес заочное решение. Согласно этому вердикту индивидуальный предприниматель должен выплатить потребителю стоимость телефона (6 250 руб.), расходы на проведение экспертизы и оказание юридической помощи (5 800 руб.), неустойку (3 000 руб.), штраф в доход государства (7 525 руб.), а также в пользу Краснодарской краевой ассоциации по защите прав потребителей (3 762 руб. 50 коп.) и госпошлину (561 руб. 50 коп.). Итого общая сумма составила 26 899 рублей!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Текстовые смайлики будут заменены графическими.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
3 + 14 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.